بررسی نظامی

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 11. Немецкие тяжёлые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (6-Rad)

10
Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad — немецкий тяжелый бронеавтомобиль 1930-х годов. В соответствии с принятой в Германии ведомственной системе обозначений военной техники ему был присвоен индекс Sd.Kfz.231 (6-Rad). Бронеавтомобиль был создан в 1930-1932 годах еще по заданию рейхсвера, который нуждался в тяжелом бронеавтомобиле, использовавшем шасси грузового коммерческого автомобиля. Бронеавтомобиль с колесной формулой 6х4 серийно выпускался с 1932 по 1937 год. Его выпуском занимались сразу три известных немецких компании: Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus. Каждая компания использовала при выпуске шасси собственной разработки, на которое был установлен унифицированный бронекорпус.


Всего за время серийного производство было построено 123 тяжелых бронеавтомобиля данного типа, они выпускались в линейном — Sd.Kfz.231 (6-Rad) и радийном вариантах — Sd.Kfz.232 (6-Rad). В середине 1930-х годов Sd.Kfz.231 (6-Rad) был основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта. При этом к началу Второй мировой войны ему на смену начали приходить более совершенные четырехосные полноприводные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad). Несмотря на это имеющиеся на вооружении Sd.Kfz.232 (6-Rad) приняли участие в первых операциях Второй мировой войны, но к 1942 году в связи с недостаточной проходимостью и устареванием их начали изымать из частей на фронте, продолжив при этом эксплуатацию уже в тыловых районах, где ими вооружались полицейские части.

К середине 1930-х годов немецкая армия приняла на вооружение целую линейку различных разведывательных бронеавтомобилей. Подобно всем бронемашинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, они получили обозначение «Sonder-kraftfahrzeug» (специальная машина или сокращено Sd. Kfz). Стоит отметить, что в этот временной период номера обозначали не конкретную боевую машину, а целый класс такой техники, поэтому в армии наблюдалась некоторая неразбериха. Машины, которые имели друг с другом мало общего, могли носить один и тот же номер с обозначением Sd. Kfz. Наш тяжелый бронеавтомобиль является хорошим примером данной ситуации. Под обозначением Sd. Kfz. 231 в Германии выпускались две совершенно разные боевые машины. Первые тяжелые бронеавтомобили Sd. Kfz. 231 выпускались на базе трехосного шасси, а последующие на базе четырехосного, не было у них ничего общего и в конструкции корпуса. В итоге, чтобы отличать одну бронемашину от другой, в их индексы была добавлена новая информация: шестиколесная версия получила обозначение Sd. Kfz. 231 (6-Rad), а восьмиколесная соответственно Sd. Kfz. 231 (8-Rad).


Еще 14 февраля 1930 года в министерстве вооружений Германии прошло совещание, на котором было принято решение о продолжении начатых в 1929 году экспериментов с 1,5-тонными трехосными шасси коммерческих грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4. Целью экспериментов было определение пригодности данных автомобилей для создания на их базе бронемашин. Объектом пристального внимания немецких военных были трехосные шасси G-3 компании Daimler-Benz, G-31 компании Büssing-NAG и М-206 компании Magirus. Все шасси были практически идентичными, отличаясь между собой только несущественными техническими деталями. Фактически две последние модели были разработками на базе шасси G-3. Они отличались незначительными доработками, размерами и двигателями собственного производства. В остальном военные считали, что все три шасси будут иметь очень высокую степень унификации, хотя на практике в дальнейшем было установлено, что номенклатура запасных частей к бронемашинам, построенным на разных шасси, не совпадает.

В марте 1931 года компания Daimler-Benz представила свой новый вариант шасси G-3, первоначально носивший название G-4, а с мая 1931 года — G-За. Конструкторы устранили ранее выявленные недостатки, помимо этого новое шасси отличалось усиленной подвеской, а коробка передач получила реверс, который позволял бронеавтомобилю двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при движении вперед.
В 1933 году был полностью готов и образец бронемашины компании Büssing-NAG, а компания Magirus подключилась к конкурсу с опозданием, представив свою модель на шасси М-206р лишь в 1934 году. Шасси обоих прототипов получили дополнительный пост управления, который позволял им двигаться задним ходом, не поворачивая бронеавтомобиль. Помимо этого, они имели по две приборных панели, тогда как у прототипа компании Daimler-Benz приборная панель была всего одна, она была установлена спереди. В то же время шасси М-206р выгодно отличалось от своих конкурентов тем, что позволяло бронемашине двигаться с одинаковой скоростью и назад, и вперед, а специальный каток, установленный перед задней осью, облегчал бронеавтомобилю преодоление препятствий.

В итоге трехосные бронеавтомобили так и выпускались в трех разных вариантах. Так общий выпуск бронеавтомобилей на шасси типа G-3 оценивается в 36 машин, а наиболее массовой стала модель тяжелого разведывательного бронеавтомобиля, выпускавшегося компанией Magirus AG на предприятии в Киле — 75 машин. Также есть упоминание о том, что некоторое количество бронемашин было собрано компанией Deutsche Edelstahlwerke из Ганновера. Корпуса для бронеавтомобилей изготавливались на двух предприятиях: Deutsche Edelstahlwerke AG (Ганновер-Линден) и Deutschen Werke AG (Киль). В западных источниках содержится информация о том, что в сумме было выпущено 123 трехосных бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (линейный) и Sd.Kfz.232 (радийный).


Все бронеавтомобили имели унифицированный полностью закрытый бронекорпус. Он, как и башня, изготавливался при помощи сварки из листов катаной стали толщиной от 8 до 14,5 мм. Бронелисты были установлены под большими углами наклона, что увеличивало их пулестойкость и обеспечивало экипажу бронеавтомобиля надежную защиту от стрелкового بازوها, осколков мин и снарядов. Экипаж бронемашины состоял из четырех человек: командира машины, двух механиков-водителей и наводчика.

Компоновку бронеавтомобиля можно было назвать классической. Сразу за моторным отсеком, который располагался в передней части корпуса и был отделен от обитаемого отделения бронеавтомобиля противопожарной перегородкой, находился главный пост управления, здесь было рабочее место механика-водителя. Его сиденье располагалось у левого борта машины. Над головой мехвода находился бронеколпак круглой формы, который поднимался вверх и откидывался назад. С правой стороны от механика-водителя бронемашины мог сидеть радист. Прямо над ним в крыше был расположен большой двустворчатый прямоугольный люк, через который можно было покинуть бронеавтомобиль или наоборот попасть в него. Для наблюдения за местностью использовались две смотровые щели в передней бронеплите, а также по одной, расположенной в правом и левом бортах корпуса. Все они, за исключением смотровой щели радиста, обладали бронекрышками, которые нужно было опустить в боевой обстановке.

Задний пост управления бронемашиной находился по центру в кормовой части боевого отделения, он мог использоваться для срочного отхода с позиций, а также в ситуации, когда места для разворота практически шестиметровой боевой машины было явно недостаточно. Управление бронемашиной с заднего рулевого поста становилось возможным, если был включен механизм реверса, который входил в состав трансмиссии. В случае необходимости место механика-водителя кормового поста управления мог занять любой член экипажа бронеавтомобиля. Обзор с заднего поста управления обеспечивали три смотровые щели, две из которых находились по бортам корпуса, а одна — посередине задней стенки кормового поста управления. Как и спереди над позицией мехвода кормового поста имелся свой круглый бронеколпак. Доступ экипажа в машину обеспечивали двустворчатые люки, которые располагались на обоих бортах корпуса разведывательного бронеавтомобиля.


Сразу за отделением управления располагалось боевое отделение, на крыше которого была установлена небольшая башня кругового вращения. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке были размещена 20-мм автоматическая пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG 34. В вертикальной плоскости вооружение бронеавтомобиля можно было наводить на цель в секторе от -12 до +20 градусов. Возимый боекомплект состоял из 200 выстрелов к пушке и 1500 патронов к пулемету MG 34. Вращение башни осуществлялось в ручном режиме при помощи механического привода.

Попасть в башню и соответственно в сам бронеавтомобиль можно было также через два больших двустворчатых люка, один из которых располагался на крыше, а второй на задней закругленной стенке башни. В каждой створке заднего люка располагались узкие смотровые щели. В лобовой плите башни непосредственно перед местом командира боевой машины располагалась смотровая щель с бронекрышкой. Помимо этого, в бортах башни конструкторами были предусмотрены стрелковые амбразуры, через которые экипаж бронеавтомобиля мог отстреливаться от противника из личного оружия. Стоит отметить, что линейные бронеавтомобили Sd. Kfz. 231 (6-Rad) не имели радиостанций, поэтому связь с другими бронемашинами необходимо было поддерживать при помощи сигнальных флажков.

Ходовая часть тяжелого бронеавтомобиля Sd. Kfz. 231 (6-Rad) соответствовала колесной формуле 6x4, она соединялась с бронекорпусом с помощью подвески на полуэллиптических листовых рессорах. Характерной особенностью всех шестиколесных бронеавтомобилей данного типа было достаточно большое расстояние между передними и задними колесами. На бронеавтомобиле были установлены тормоза гидравлического типа.


В качестве дополнительного оборудования все бронеавтомобили оснащались комплектом запчастей и инструментов, которые перевозились в специальных ящиках на крыльях боевой машины. Шанцевый инструмент размещался прямо на правом борту корпуса над длинным задним крылом или непосредственно на нем. Внутри бронемашины находились аптечка скорой помощи, огнетушитель, противогазы и другое имущество экипажа.

Одной из неприятных особенностей бронеавтомобилей Sd.Kfz.231(6-Rad), помимо невысокой проходимости по пересеченной местности, было отсутствие какого-либо радиооборудования. Поэтому достаточно быстро возникла идея выпуска радийных вариантов бронемашины. Идея оснастить все выпущенные машины радиостанциями, возможно, рассматривалась (по крайней мере, место в корпусе позволяло это сделать), однако в конечном итоге было принято решение о создании отдельной модификации для командиров подразделений, которая в 1935 году получила обозначение schwere Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232. Доработка стандартного линейного бронеавтомобиля до этой версии заключалась в следующем: в боевом отделении размещалась радиостанция Fu.Spr.Ger.«а», а для обеспечения приемлемой дальности связи конструкторами была создана рамочная антенна очень больших размеров. Снизу антенна крепилась к кормовым бронелистам, а сверху непосредственно к башне, на кронштейне со свободным вращением. Благодаря такому решению удалось сохранить не только штатное вооружение бронеавтомобиля, но и круговой сектор обстрела, правда, общая высота бронеавтомобиля с такой антенной вырастала до 2870 мм.

Последней модификацией этого тяжелого трехосного бронеавтомобиля стал еще один «командирский» вариант под обозначением schwere Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. При этом радиостанция Fu.Spr.Ger.«а» не заменялась на новую — менялась лишь форма рамочной антенны, а вместо башни на боевую машину ставилась неподвижная рубка с одним пулеметом MG 13 или MG 34. Соответственно, менялся и тип крепления антенны к корпусу и рубке бронемашины. Общая высота бронеавтомобиля вырастала до 2930 мм, а экипаж состоял уже из 5 человек. Всего до 1937 года, когда выпуск трехосных бронеавтомобилей был полностью остановлен, в Германии было собрано 28 боевых машин, которые получили обозначение Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.263) 6-Rad.

Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 11. Немецкие тяжёлые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Немцы рассматривают подбитый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad) из состава 20-й مخزن дивизии, фото: waralbum.ru

Несмотря на тот факт, что, начиная с 1937 года, вермахт начал получать первые полноприводные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), их трехосные «собратья» продолжали нести службу в войсках. Настоящим боевым испытанием для данных бронеавтомобилей стало вторжение в Польшу, во время этой компании Sd.Kfz 231 (6-Rad) входили в составе 1-й легкой дивизии, а также несли службу в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизиях вермахта. В ходе боев в Польше бронеавтомобили Sd.Kfz 231 (6-Rad) использовались преимущественно для ведения разведки, однако уже тогда стало очевидно, что, обладая очень большими габаритами и тонкой броней, они не смогут на равных противостоять не только легким танкам противника, но даже современным стрелковым системам с бронебойными пулями. В то же время за весь сентябрь 1939 года немцами в Польше было потеряно всего порядка 12 бронеавтомобилей, однако судьба Sd.Kfz.231 (6-Rad) была уже решена.

Постепенно эти устаревшие тяжелые бронеавтомобили менялись в войсках на полноприводные Sd.Kfz.231 (8-Rad). В то же время к началу вторжения во Францию в составе вермахта все еще находилось несколько десятков бронемашин Sd.Kfz.231 (6-Rad), которые главным образом были сосредоточены в подразделениях связи. К примеру, к маю 1940 года эти трехосные бронеавтомобили находились в составе 5-го разведывательного батальона 2-й танковой дивизии, а также 37-го разведывательного батальона 7-й танковой дивизии.

После завершения боев во Франции большая часть оставшихся Sd.Kfz.231 (6-Rad) использовались лишь в качестве учебных бронеавтомобилей, в то время как «командирские» модификации продолжали нести службу в частях первой линии. К примеру, во второй половине 1941 года несколько трехосных бронемашин все еще имелось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий. Так как эти бронемашины выполняли специфические функции и почти не вступали в прямые боестолкновения с противником, их карьера в войсках оказалась наиболее продолжительной. К примеру, по меньшей мере, один Sd.Kfz.263 (6-Rad) имелся в составе 92-го батальона связи 6-й танковой дивизии, который в марте 1942 года был расположен под Сычевкой.


Достоверных данных о судьбе большинства этих боевых машин нет, однако известно, что до капитуляции Германии ни одна из них не находилась в боеспособном состоянии. Впоследствии все тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) были утилизированы.

Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.231 (6-Rad) производства Magirus:

Габаритные размеры: длина корпуса — 5,57 м, ширина — 1,82 м, высота — 2,25 м, клиренс — 240 мм.
وزن جنگی - تا 6,0 تن.
Бронирование — от 5 мм (крыша башни) до 14,5 мм (лоб корпуса).
Силовая установка — бензиновый двигатель Magirus S88 жидкостного охлаждения объемом 4,5 литра и мощностью 70 л.с.
تامین سوخت - 110 لیتر.
حداکثر سرعت - تا 65 کیلومتر در ساعت (در بزرگراه).
ذخیره برق - 250 کیلومتر (در بزرگراه).
Вооружение — 20-мм автоматическая пушка 2 cm KwK 30 L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG 34.
Боекомплект — 200 выстрелов к пушке и 1500 патронов к пулемету.
فرمول چرخ - 6x4.
خدمه - 4 نفر.

منابع اطلاعات:
https://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/sd.kfz.231_6rad.htm
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/Sd_Kfz_231.html
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/broneavtomobili/146-mashina231
مواد از منابع باز
نویسنده:
10 نظرات
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. A1845
    A1845 13 جولای 2017 16:00
    0
    интересно, как у них был сделан задний пост управления?
  2. gla172
    gla172 13 جولای 2017 16:34
    +5
    ....на фото где он подбит....моё мнение ....-фугасом .....

    ...статье +.....


    1. peter1v
      peter1v 13 جولای 2017 19:42
      0
      Удивляет упорство автора называть броневики rad нерадиофицированными. Хотя именно слово rad в наименовании обозначает радиофицированную модель.
    2. فی_ونگ
      فی_ونگ 13 جولای 2017 22:20
      +2
      Мне больше думается на мину. Наехал задними левыми колёсами. Потому и ось выгнуло вверх, да и вообще всё, аж по моторный отсек - даже там виден лист, явно выгибавшийся взрывом откуда-то снизу-вверх.
    3. SerB60
      SerB60 18 جولای 2017 03:24
      +1
      Это вообще БТР - видно по "морде", по трубе -бамперу, по передним крыльям, переходящим в крылья гусениц. Каток на правой стороне сохранился, есть открытый бортовой ящик БТР, а вот сзади или прицеп или "левый" скелет рамы какого-то авто.
  3. رافائل_83
    رافائل_83 13 جولای 2017 19:56
    + 10
    نقل قول از: peter1v
    Хотя именно слово rad в наименовании обозначает радиофицированную модель.

    В каком месте он (в модификациях по умолчанию) радиофицированный? Вы не с английским сокращением дело имеете. نه
    Специально для Вас - ПЕРЕВОД в словаре с немецкого:
    DE Rad {средний род}: Rad - колесо [колесо́] {ср.р.}
    DE Rad {прилагательное}: Rad- (также: Räder-) - колесный [колёсный] {прил. м.р.} - в нашем случае шести-"колесный".
    Автору за потраченное время на свод инфы плюс.
    با uv. hi
  4. الف
    الف 13 جولای 2017 22:16
    +4
    БА-11 против бронеганса.
    1. برای همیشه اینطوری
      برای همیشه اینطوری 12 فوریه 2018 22:36
      0
      Пока Ба свою 45мм развернёт и прицелится, бронеганс очередью 20мм снарядов решето из БА сделает.
  5. سرگئی نیکولایویچ.
    سرگئی نیکولایویچ. 13 جولای 2017 23:11
    +1
    Глядя на корпус этого бронеавтомобиля становится понятным происхождение выражения Гроб на колесиках
    1. گراس
      گراس 14 جولای 2017 00:01
      +1
      по корпусу то как по мне так все норм углы наклона хорошие, но машина как говорится сегодня паркетник, в поле на нашей грязи завязнет в раз, колеса мелковаты