بررسی نظامی

Армения: южные ворота СНГ и ЕАЭС или шлагбаум?

38

Инвестиции и ложные инвесторы


В конце июня Следственный комитет Армении подтвердил, что в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» («дочка» ОАО «РЖД», концессионер железных дорог Армении с 2008 г.) была проведена проверка «для выяснения эффективности инвестиций, реального объема финансовых нарушений, выявлены новые нарушения, предъявлены обвинения». Первые заявления такого рода были еще осенью 2018-го.


Армения: южные ворота СНГ и ЕАЭС или шлагбаум?


Общая сумма претензий пока достигает 60 млн. долларов; серьёзность же ситуации проявилась и в том, что в конце июня премьер Армении Никол Пашинян не стал встречаться с находившимся в Ереване вице-президентом РЖД Александром Мишариным, поручив встречу своим заместителям.

Почему же раскручивается сей как минимум рабочий спор?

Не исключено, что означенные финансовые претензии — своего рода способ давления на ЮКЖД, чтобы были наконец реализованы проекты, стратегические значимые для Армении, России, всего ЕАЭС.

А если точнее, в Армении усиливается оппозиционность инвестиционной политике российского бизнеса, особенно в энергетике и транспортной инфраструктуре. Многие местные чиновники и эксперты регулярно отмечают, что гости из России заинтересованы в основном в овладении местными активами и вовсе не хотят «тратиться» на реализацию дорогостоящих проектов, приоритетных для этой страны.

Российское же государство в силу ряда взаимосвязанных причин не может должным образом влиять на крупный российский бизнес. А его, похоже, мало заботят насущные внутри- и внешнеэкономические интересы страны, где он «прибрал» к себе в концессию не только железные дороги, но и почти все другие отрасли.

И к сожалению, соответствующие настроения в политической и общественной среде Армении всё активнее проявляются с победой тамошней «цветной революции» осенью 2017 года. Она, как известно, вывела в лидеры страны неформального Никола Пашиняна. Хорошо, что ему хватило терпения не идти на прямой разрыв с Россией, а также выходить из интеграционных структур совершенно разного плана – СНГ и ЕАЭС.

Тем не менее, воцарение «Никола Первого», как называют премьера Пашиняна не только его оппоненты, при любых раскладах чревато очевидными политическими издержками в двусторонних отношениях. Но это, если Москва не сможет или не решится повлиять надлежащим образом на политику российского бизнеса в транспортной и энергетической отраслях Армении.

По заветам Ф. Д. Рузвельта


Великий президент поднял США из руин кризиса и вывел Штаты в мировые лидеры, сделав ставку на жилищное строительство и развитие инфраструктуры. Россия, казалось, делала нечто подобное в Армении, когда практически все железные дороги страны оказались в российской концессии. Тем не менее, уже которое десятилетие — с советских времён — маленькая страна в Закавказье так и не имеет единой железнодорожной сети.



Этот вопрос ставился коммунистическим руководством республики ещё с начала 30-х годов прошлого века. В 1952 году союзный Совмин наконец-то одобрил соответствующий проект, но уже в конце 1953 года он был отложен как не приоритетный. Не исключено, что это произошло по причине смерти Сталина и расправы над Берией – после них Закавказье, по всем признакам довольно надолго, оказалось в загоне.

Но, кажется, ничего не меняется по сей день. Между тем тот проект предусматривал в том числе создание железной дороги по кратчайшему маршруту Ленинакан (ныне Гюмри) — Вале — порт Батуми, то есть не по кружному действующему пути через Тбилиси («крюк» здесь — до 200 км).



Не столь давнее вступление Армении в ЕАЭС вернуло этот вопрос на повестку дня в связи с необходимостью добавить новый маршрут в сообщениях этой страны с РФ и Белоруссией. Кроме того, сближение Ирана с ЕАЭС реанимировало ирано-советский проект еще начала 70-х: создания сквозного железнодорожного коридора Батуми-Армения — северо-западный Иран (Меренд — Тебриз). Это, заметим, кратчайший железнодорожный маршрут в Иран и в целом на Средний Восток из СССР — теперь уже из экс-СССР, в том числе из России, с использованием трансчерноморского парома из Батуми, который тоже когда-то планировался.

Но для этого поныне требуется состыковать стальные магистрали Южной и Центральной Армении. Однако и здесь лишь дискуссии, межведомственная переписка между Москвой и Ереваном.

Тем временем армяно-азербайджанский конфликт привёл к блокаде параллельного железнодорожного маршрута транзита Россия — Иран через азербайджанскую Джульфу, существующего еще с 1908 года. Так как Джульфа, напомним, находится в Нахичеванской автономии Азербайджана, а сама эта автономия — географически располагается «внутри» Армении *.

Вот почему вполне очевидно, что линия Армения — Иран становится стратегически важной и для Еревана с Тегераном, и для Москвы. Но, как мы отметили, практического продвижения здесь нет до сих пор. И данный комплексный проект отнюдь не содержится в приоритетных планах ЮКЖД.


На сегодня ЮКЖД выглядит так


Аналогичная ситуация складывается сейчас и с давним проектом евроазиатского газопровода Иран — Армения — грузинские порты Батуми/Анаклия, имеющим, между прочим, ответвление в Россию — через территорию Грузии, что несколько осложняет дело. Кроме того, дело ещё и в том, что «Газпром Армения» под разными предлогами регулярно меняет сроки реализации этого проекта. Опять же, вопреки позиции Тегерана и Еревана, где и этот проект считают одним из приоритетных.

Между тем армянская сторона по тем же проектам апеллирует не только к Западу, но и к КНР. Подтверждение тому — состоявшийся на днях в Ереване двусторонний форум «Внешняя политика и экономика Китая: 70 лет КНР». Организованный Советом по политическим и стратегическим исследованиям "Китай — Евразия" при Госсовете КНР совместно с Армянским государственным экономическим университетом. По данным агентства «Синьхуа», дискуссии на форуме были посвящены «целям и особенностям инициативы "Пояс и путь", перспективам участия в нём Армении, назначению армянской транспортной стальной магистрали "Север — Юг" и участию Китая в её строительстве.

Возможное участие КНР в реализации приоритетных для Армении проектов обсуждалось и в ходе недавнего визита в КНР правительственной армянской делегации. Конкретных решений пока не принято, но дискуссии будут продолжены.

Транзит пока не виден


О чем же конкретно речь? Прежде всего о создании единой железнодорожной сети Армении, выходящей на Иран (через линию «Север — Юг»: Фиолетово — Зангезур — Капан — Мегри — Меренд). И о газопроводе Иран — Армения (150 км) с перспективой, по иранскому проекту, его продления в Грузию и создания на её побережье в портах Батуми или Анаклия — экспортных мощностей по сжижению или компримированию газа.

Все эти проекты, повторим, стародавние. Так, упомянутый железнодорожный проект был выдвинут руководством Армянской ССР еще в середине 1940-х годов и затем «повторялся» раз пять. Причем повторялся при неизменной поддержке от Тегерана, как это происходит и сегодня. Но Москва так же неизменно считала его «несвоевременным».

В наши дни уже становится понятно, что такое происходило ввиду куда большей влиятельности азербайджанского руководства в Москве, заинтересованного в сохранении «монополии» Азербайджана в железнодорожных перевозках между СССР и Ираном.

ЮКЖД считает проект экономически малообоснованным, а «Газпром Армения» точно так же характеризует и проект увеличения мощностей газопровода Иран — Армения и его продления в Грузию. Вероятно, потому, что такой сценарий сократит 100-процентную зависимость Армении от российского газа и от его единственно возможного транзита — через Грузию.

Тем временем, по разъяснениям министра высокотехнологичной промышленности Армении Акопа Аршакяна, «уже есть четкая договоренность, что мы идем к заключению соглашения с КНР по железнодорожным перевозкам. Черновой вариант соглашения готов». Причем с возможным подключением туда упомянутой проектной линии в Иран (Мегри — Меренд), ибо, как уточняет А. Аршакян, «обсуждался вопрос, чтобы наша программа рассматривалась не только как проект, соединяющий север и юг Армении. Но и как соединяющий страны Персидского залива и Черного моря. Прошли серьезнейшие обсуждения, китайская сторона выразила готовность рассмотреть “Север–Юг” частью проекта “Один пояс — один путь”».

В то же время о том, что большая самостоятельность Еревана в отношениях с Ираном действительно востребована, на днях прямо заявил посол Армении в Иране Арташес Туманян:

«За последние 28 лет наибольший объем торговли между двумя странами был в области энергетики и газа («обмен» с 2007 г. электроэнергии Армении на иранский трубопроводный газ, из которого вырабатывается поставляемая Ирану электроэнергия. — Прим. авт.). Нет сомнений, что между двумя странами возможно большее сотрудничество, коим пренебрегали, и в этом отношении необходимы новые решения».




Если Москва не пойдёт на реализацию проекта, то ЕС и США, заинтересованные в большем присутствии в Армении и в конкуренции российского и иранского газа, вполне могут "взяться" за этот проект. Здесь сразу напрашивается аналогия с решающим участием американцев и европейцев в создании в середине 1990-х — начале 2000-х годов нефтепроводов Азербайджан — Грузия — Турция (Баку — Тбилиси — Джейхан) и Азербайджан — Грузия (Баку — Тбилиси — Поти/Супса).

Такое «соучастие» будет, в свою очередь, безусловно "совпадать" с ужесточением санкций и всеми иными мерами США, направленными против любых новых газоэкспортных проектов России. Тем более что перспективная газовая труба Иран — Армения — Грузия – это ещё и своего рода нить для перспективного смягчения американо-иранской напряженности.

В качестве вывода отметим, что новые решения становятся всё более актуальными в обновлённых российско-армянских взаимоотношениях. Простым ростом взаимного товарооборота в рамках ЕАЭС, здесь, похоже, уже не обойтись…

* Столь «причудливые» границы между Азербайджаном и Арменией были установлены руководством РСФСР по настоянию Турции в 1921-23 годах: этим была создана «первичная» почва для перспективных армяно-азербайджанских конфликтов. Каждый из таких конфликтов, как бы Армения ни гордилась своей победой в борьбе за Карабах, способствует в основном лишь продвижению Анкарой пантюркизма в этом регионе.

به جای یک کلمه پس از آن


Свежим подтверждением оппозиционных настроений в Армении в отношении российского бизнеса стал тот факт, что работники крупного медеплавильного комбината в северо-армянском городе Алаверди, принадлежащего российской "Валлекс Групп", на днях перекрыли железную дорогу Армения — Грузия. Ввиду сокращения производства, увольнений и роста зарплатных долгов. Пока этот эксцесс не урегулирован.

Но характерно, что практически одновременно с этим (2-3 июля) состоялись переговоры в Тегеране президента Ирана Х. Роухани с вице-премьером Армении М. Григоряном. Обе стороны, по официальным сообщениям, снова подтвердили обоюдную заинтересованность в сооружении железной дороги Армения — Иран, развитии транзитного ирано-армянского коридора и в увеличении поставок иранского газа в Армению.

По словам М. Григоряна, были "достигнуты некоторые договоренности по энергетике, транспорту, промышленности, торговле, окружающей среде и туризму, результаты которых представлены в Меморандуме о взаимопонимании, подписанном сторонами по завершении переговоров".
نویسنده:
38 نظرات
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. آماتور
    آماتور 8 جولای 2019 07:11
    0

    Карту перекрасили, а "газопроводы, идущие к украинским границам" в Крым оставили. Модераторы, АУ-У am
    1. نظر حذف شده است.
  2. Yegorchyk
    Yegorchyk 8 جولای 2019 07:27
    +6
    یک چمدان بدون دسته.
    1. آلتای72
      آلتای72 8 جولای 2019 08:38
      +8
      Пустой чемодан без ручки))
      1. vlad106
        vlad106 8 جولای 2019 15:55
        +3
        نقل قول: Altai72
        Пустой чемодан без ручки))


        Но с амбициями...
        ну а как же? они же самие дреффние
  3. موشک757
    موشک757 8 جولای 2019 08:34
    +2
    Тягомотина .... и пока сами не разберутся ХУ ИЗ ХУ, ничего не получится.
    Прописные ведь истины есть, для всех скакунов .... прогуливают уроки и истории тоже.
  4. knn54
    knn54 8 جولای 2019 08:37
    +3
    Армения окружена недругами-Турция,Азербайджан. Грузия тоже не союзник.Думаю,что даже американская и французская диаспоры/лобби не спасут страну,если РФ уйдет...
    1. اوقوزیورد
      اوقوزیورد 8 جولای 2019 18:15
      +2
      Все до точности наоборот.Эти страны рядом имеет недружественный,агрессивный фурункул,с претензиями на их территории.
  5. سامارین 1969
    سامارین 1969 8 جولای 2019 09:02
    +3
    У армян деньги есть. Пусть строят, что хотят. Причем тут РФ?
    Руководство России не может определиться с политикой в отношении Ирана. Какие могут тут быть совместные логистические проекты?
    1. g1v2
      g1v2 8 جولای 2019 12:24
      + 14
      В том то и дело , что денег у армян нет с распада СССР. Между Арменией и РФ лежат две страны - враждебная России Грузия и враждебный Армении Азербайджан. Армения по сути изолирована от рынков сбыта. Статья крайне лукавая и по сути лоббирует только армянские интересы. Ни о каком транзите через Армению не может идти речь пока между нами Грузия. Коридор Север-Юг в Иран и дальше реализуется уже в двух вариантах. Первый - по морю из порта Оля , в который уже вложено много денег . Второй - через Азербайджан. Армения лежит вообще в стороне от любого нужного нам коридора. Зато Армении нужны российские инвестиции и хороший транспортный коридор в Грузию и в ее порты. Это нужно не России , а Армении и Грузии. همکار Если Россия сделает такую глупость и построит удобный жд-путь из Армении в грузинские порты , то Армении не придется играть в пророссийскость и начать играть в многовекторность . Тч нам этот проект может быть нужен только в одном случае - если мы захотим сплавить вынужденного союзника и сделать ставку на Азербайджан, поборовшись за него с Турцией. درخواست
      1. سامارین 1969
        سامارین 1969 8 جولای 2019 12:57
        +4
        Достойный комментарий, Виталий! hi Верно и про транзит, и про новые возможности с Баку.

        Только деньги у армян есть. Я не писал про саму "Армению". Владельцы доброй части кабаков, гостиниц, серых схем и сутенёрских агентств могли бы профинансировать свою древнюю Родину. خندان
        1. g1v2
          g1v2 8 جولای 2019 16:37
          +2
          Могли бы . Но не финансируют. Армянская диаспора сильна в Франции. России , США и Сирии. Вот только своей прародине ни одна из них серьезно не помогает. Более того, когда тапочники резали армян в Сирии, то Армения даже озабоченность не выразила. Дейр эз Зор оставался проправительственным и не сдался игилоидам во многом потому, что там была большая армянская диаспора. Однако я не помню, чтобы Армения хоть раз попыталась что-то сделать или как-то помочь армянам Сирии. Уже сейчас , когда основные бд в местах проживания армян закончились, вроде как какую-то гуманитарку послали. Все. Тч армянские диаспоры по сути везде сами по себе и Армении помогать не рвутся, а Армения тоже не сильно озабочена их судьбой. درخواست
    2. vlad106
      vlad106 8 جولای 2019 15:58
      +3
      به نقل از: samarin1969
      У армян деньги есть. Пусть строят, что хотят. Причем тут РФ?

      дык они норовят все нахаляву. да на чужом горбу...
  6. نظر حذف شده است.
  7. Scipio Africanus
    Scipio Africanus 8 جولای 2019 12:48
    +2
    Армения и тамошние армяне по своей сути те же грузины, жрут с рук России и плюют в душу ей
    1. vlad106
      vlad106 8 جولای 2019 16:04
      +3
      نقل قول: Scipio Africanus
      Армения и тамошние армяне по своей сути те же грузины, жрут с рук России и плюют в душу ей


      армения это дыра ! черная.
      но дорогу за пределы они очень хотят . за чужой конечно счет )
  8. آرتاشس
    آرتاشس 8 جولای 2019 13:06
    -4
    آرتاشس
    g1 - ТАК и "рассуждают" и в росс. структурах: типичная неоколониальная политика. Тогда, значит, и России не нужны были "окна в Европу" при Петре I ? Кстати, они после 1991 г. почти все закрыты коллективными усилиями РФ и соседей...
    Грузия наращивает российский грузотранзит в Армению (и обратно), в т.ч. через груз. порт Поти, и при умной, подлинно российской политике это можно было грамотно использовать. А не ввязываться в базарные передряги, на посмешище Западу и Турции, в связи с недавними событиями в Тбилиси. Что-то не видно той же "смелости" в отношениях с Прибалтикой !?
    Насчёт "жрут с рук России" в Армении сегодня - полная, пардон, глупость. Как минимум - спорно. Но можно поздравить русскоязычных пропагандистов: их клише побеждают... Значит, выявление (не только в Армении) ЧУДОВИЩНЫХ фактов коррупции, вранья, ксенофобии русскоязычной олигархии и её прислуги - это, значит, "плевать России в лицо"? Вот он, "просвещённый" патриотизм...
    1. blunderbuss64
      blunderbuss64 8 جولای 2019 15:08
      +7
      " Грузия наращивает российский грузотранзит в Армению...". Или все - таки это Россия наращивает свой грузотранзит в Армению через Грузию? Нет? Я так полагаю значительный процент этого транзита составляет снабжение военной базы в Гюмри. Для чего там эта база для России -- ума не приложу. Геморрой да и только, лишь для спокойствия " союзной" Армении, находящейся в окружении своих "старых друзей". Насчет " жрут не жрут" , "спорно не спорно" -- бесспорно другое. Значительная часть граждан Армении подъедается именно в России. Такого количества армян в нашем городе ( центр России) я отродясь не видел. Прижились и ,похоже, в свою Армению назад и не собираются. А лет 30 назад как рвались на свободу от России, как рвались...!
      1. vlad106
        vlad106 8 جولای 2019 16:17
        +4
        نقل قول: blunderbuss64
        Такого количества армян в нашем городе ( центр России) я отродясь не видел. Прижились и ,похоже, в свою Армению назад и не собираются.

        где еще они будут столько людей дурить? своих же низзя! а россияне добрые. позволяют ездить на шее
  9. wmn5500
    wmn5500 8 جولای 2019 17:42
    +3
    Это, заметим, кратчайший железнодорожный маршрут в Иран и в целом на Средний Восток из СССР — теперь уже из экс-СССР, в том числе из России, с использованием трансчерноморского парома из Батуми, который тоже когда-то планировался.


    Только вот автор забыл добавить что этот проект еще и самый затратный и трудно выполнимый чисто технически! Одних только тоннелей сквозь горы нужно построить несколько десятков и столько же мостов. Да и зачем надо тратиться на проект который нужен только одной стороне? Коридор "Север-Юг" уже реализуется с участием Азербайджана и за его же счет, кроме того есть прямой морской путь по Каспию.
  10. آرتاشس
    آرتاشس 8 جولای 2019 18:02
    -5
    آرتاشس
    Что же это за народ такой, более 170 млн., который постоянно, якобы, "дурят" куда меньшие по численности армяне, евреи, немцы, власти, все остальные? Неуважение к себе переносить, как вину, на тех, кто вокруг - проще всего.
    Не только армяне "заелись" в советский период - то же почти все другие республики, кроме русских регионов РСФСР (и,пожалуй, Белоруссии) . А кто виноват, что у власти в центре были, мягко говоря, не русофилы, хотя под русскими фамилиями ?
    А как сов.власти более чем на 60% урезали террит. российской и первой (1918-1920-й) независимой Армении в пользу Турции, Азербайджана, даже Грузии; запрещали официально отмечать День Геноцида (кроме редких периодов). Всё это, как и уникальные соц.-экономич.достижения Армянской ССР, оставили след.
    СССР развалили, в основном, центральные сов. структуры, и другим респ. ничего другого,
    кроме,самостийности, не оставалось. А на местный национализм (полуприкрытый партбилетами) Москва боялась реагировать с хрущевского периода. Но всё более подкармливая "окраины",что еще больше стимулировало их национализм: вот, мол, как Москва от нас зависит и нас боится !
    Если РФ взяла к себе Армению, то по примеру советского периода - надо её РАЗИВАТЬ. А не смыкаться с местной олигархией, примитивно считая это главной гарантией: любая олигархия- таков мировой опыт - всегда предаёт, если ей это выгодно.
    1. اوقوزیورد
      اوقوزیورد 8 جولای 2019 18:29
      +4
      А как сов.власти более чем на 60% урезали террит. российской и первой (1918-1920-й) независимой Армении в пользу Турции, Азербайджана, даже Грузии LOL Урезали территорию не существующий Армении? Может все наоборот? Они создали Армению нынешнюю,а вам хотелось больше,чем вам начертили.Еще смеете нагло обвинять создателей Армении в том,что они мало вам территорий заготовили?
    2. blunderbuss64
      blunderbuss64 8 جولای 2019 18:40
      +1
      Россия не брала к себе Армению. Армения не входит в состав РФ. Это Армения под давлением обстоятельств ( в основном внешних) стала ориентироваться на Россию. Развитие Армении -- это проблема в первую очередь самой Армении, а не России. Россия может только помогать Армении в своем развитии и то небескорыстно, а при определенных обязательствах Армении перед Россией. А то взяли моду -- Россия опять кому то должна.
      1. kuz363
        kuz363 12 جولای 2019 14:00
        0
        Если Россия что-то хочет от Армении (правда, непонятно, что) - то пусть и содержит. Потому что с точки зрения территориального положения - абсолютна бесполезна для ЕАЭС.
    3. vlad106
      vlad106 8 جولای 2019 20:28
      +1
      Арташес (Арташес) Сегодня, 18:02
      -3
      آرتاشس
      "Что же это за народ такой, более 170 млн., который постоянно, якобы, "дурят..."

      вообще-то где-то 145 млн.примерно.

      ""дурят" куда меньшие по численности армяне, евреи, немцы, власти, все остальные..."

      немцы то здесь при чем? настоящие немцы бесхитростные в отличие от остальных вами перечисленных?
      " кто виноват, что у власти в центре были, мягко говоря, не русофилы, хотя под русскими фамилиями ?"

      здесь вы правы!

      "... как сов.власти более чем на 60% урезали террит. российской и первой (1918-1920-й) независимой Армении в пользу Турции, Азербайджана, даже Грузии..."

      не за это ли банда дашнаков в составе Затикяна, Степаняна и др.организовала в Москве в 70-х г.г. серию терактов,в том числе в Метрополитене?
      и на суде Затикян именно это со злобой предьявил в вину СССР и призывал своих соотечественников мстить России.
      Отсюда вопрос: не данными ли призывами Затикяна мстить России, руководствуются эти самые его соплеменники, которые за последнее время убивают мирных российских граждан, грабят, насилуют?
  11. اوقوزیورد
    اوقوزیورد 8 جولای 2019 18:08
    +5
    Бесполезная болтовня,нацеленная создать хоть какую то значимость Армении.Но тупик географический,конфликтующий с соседями,еще без денег,куда не крути,независимо от длины статьи,тупик.
  12. آرتاشس
    آرتاشس 9 جولای 2019 08:57
    -2
    - А почему "не существующей" Армении? Она объявила независимость в 1918-м, признанную и РСФСР, границы были определены Севрским договором Антанты с Турцией (1919). Но вскоре и Антанта, и Москва умыли руки в связи с турецкой агрессией в Закавказье.
    "Взяла к себе" - значит, взяла к себе в союзники: даже это некоторые "знатоки" не понимают...
    А что мешает русским в СВОЕЙ стране - даже 150 млн. - владеть хотя бы "доброй частью кабаков, гостиниц, серых схем и сутенёрских агентств"? Не власть ли позволяет иным владеть столь "доброй частью"? И сколько огромных территорий РСФСР потеряла благодаря ее властям в 20-х и позже ( с тех пор - в Белоруссии, Латвии, Украине, Казахстане, Эстонии, во многих нацавтономиях)? Тоже иные виноваты?
    Да, зоологическая ксенофобия побеждает: все и вся виноваты, но вокруг...
    А власть в Армении - мало чем хуже тех, кто ныне правят почти во всех экс-республиках.
    А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры). Но почему-то допустили случившееся (понятно - почему: чтобы создать "точки" крушения страны)... Как, впрочем, допустили там же и политику по крушению СССР. Хотя в руководстве КГБ армян точно не было.
    Зато главное - в чужом глазу найти соринку, а в своём - бревна не замечать...
    1. اوقوزیورد
      اوقوزیورد 9 جولای 2019 13:57
      +2
      "Севрским договором Антанты с Турцией " Лозаннский договор, заключенный 24 июля 1923 г вы забыли упомянут,по причине,наверно,что этот договор вашу болтовню сводит на нет.
      А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры) LOL LOL LOL Типа отмазался)))
    2. vlad106
      vlad106 16 جولای 2019 07:37
      0
      نقل قول: آرتاش
      А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры).

      Сказки Шахрезады
      впрочем, допустили там же и политику по крушению СССР. Хотя в руководстве КГБ армян точно не было.
      چطور نبود؟
      Именно Андропов (Андропян) был у верхушки власти на разных должностях. и он приложил руку к разрушению
  13. آرتاشس
    آرتاشس 9 جولای 2019 09:09
    0
    نقل قول: آرتاش
    - А почему "не существующей" Армении? Она объявила независимость в 1918-м, признанную и РСФСР, границы были определены Севрским договором Антанты с Турцией (1919). Но вскоре и Антанта, и Москва умыли руки в связи с турецкой агрессией в Закавказье.
    "Взяла к себе" - значит, взяла к себе в союзники: даже это некоторые "знатоки" не понимают...
    А что мешает русским в СВОЕЙ стране - даже 150 млн. - владеть хотя бы "доброй частью кабаков, гостиниц, серых схем и сутенёрских агентств"? Не власть ли позволяет иным владеть столь "доброй частью"? И сколько огромных территорий РСФСР потеряла благодаря ее властям в 20-х и позже ( с тех пор - в Белоруссии, Латвии, Украине, Казахстане, Эстонии, во многих нацавтономиях)? Тоже иные виноваты?
    Да, зоологическая ксенофобия побеждает: все и вся виноваты, но вокруг...
    А власть в Армении - мало чем хуже тех, кто ныне правят почти во всех экс-республиках.
    А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры). Но почему-то допустили случившееся (понятно - почему: чтобы создать "точки" крушения страны)... Как, впрочем, допустили там же и политику по крушению СССР. Хотя в руководстве КГБ армян точно не было.
    Зато главное - в чужом глазу найти соринку, а в своём - бревна не замечать...
    1. آرتاشس
      آرتاشس 9 جولای 2019 09:23
      -1
      Неудивительно.Зато другим МОЖНО почти нацоскорбительные и лично-оскорбительные выпады делать (?!).
      Дискутируют в нормальном обществе с взаимоуважением, по конкр. теме-публикации, а не провоцировать (специально?) на взаимные выпады.
  14. آرتاشس
    آرتاشس 9 جولای 2019 10:52
    -1
    آناتولی
    Зависеть от коридора только через Азербайджан (через одну страну) - геополитически ущербно. Затраты на строительство ж.д. всегда весомы: доказано издавна, и не только Российской Империей-СССР. Тем более что ЕАЭС и ОДКБ не Азербайджан, а Армения. Правда, всё больше росс. ( и белорус.) оружия идёт в Азербайджан, что тем более "раздражает" Ереван.
    1. اوقوزیورد
      اوقوزیورد 9 جولای 2019 20:30
      +1
      "что тем более "раздражает" Ереван." И что дальше с этим раздражением? На зло бабушке уши отморозите? "Зависеть от коридора только через Азербайджан (через одну страну) - геополитически ущербно" А зависеть от коридора через двух (Армения и Грузия) не ущербно да?))).И,поймите,РФ не интересно и не выгодно ЖД через вас.Если так горит,стройте сами.Вот Азербайджан строит сам,финансировал даже иранский и грузинский участок ЖД.Не выл и не клянчил деньги,как некоторые بله
  15. آرتاشس
    آرتاشس 10 جولای 2019 01:00
    -1
    Не в Азербайджане российская ж.д.-концессия, а в Армении. Впрочем, нынешней РФ всё равно с кем "дружить" - лишь бы выгода была для её олигархов и их подпевал. Советско-российские танковые экпажи один деньвоевали за Армению,на другой - за Азербайджан, и наоборот. Это знают в Ереване и Баку.
    Что до транзитных стран -тогда НЕ надо было ускорять распад СССР.
    1. vlad106
      vlad106 16 جولای 2019 07:40
      0
      نقل قول: آرتاش
      Советско-российские танковые экпажи один деньвоевали за Армению,на другой - за Азербайджан, и наоборот. Это знают в Ереване и Баку.

      да вы провокатор батенька...
  16. آرتاشس
    آرتاشس 13 جولای 2019 15:07
    0
    Арташес: это ваша болтовня говорит об всеобщей импотенции,особенно умственной, вашей олигархии, которой вы прислуживаете и,видимо, всегда будете прислуживать. Опыт богатый и давний. Взаправду, в своём глазу бревна не замечают... А что молчите,напр., про десятки (почти все речные-озёрные) островов,что передали Китаю в 1969-2005??
  17. آرتاشس
    آرتاشس 13 جولای 2019 16:19
    -1
    Oquzyurd - это ваша болтовня говорит об всеобщей импотенции,особенно умственной, вашей олигархии, которой вы прислуживаете и,видимо, всегда будете прислуживать. Опыт богатый и давний. Взаправду, в своём глазу бревна не замечают... А что молчите,напр., про десятки (почти все речные-озёрные) островов,что передали Китаю в 1969-2005??
  18. آرتاشس
    آرتاشس 13 جولای 2019 18:03
    -1
    То ли дело - патологическая злоба потервяших ВСЁ пигмеев...
  19. xax
    xax 13 جولای 2019 22:33
    +2
    Многие местные чиновники и эксперты регулярно отмечают, что гости из России заинтересованы в основном в овладении местными активами и вовсе не хотят «тратиться» на реализацию дорогостоящих проектов, приоритетных для этой страны.

    Цивилизованный демократический инвестор ищет прибыли, а не пытается оказывать безвозмездную помощь "братской республике", как это делал нецивилизованный инвестор "коммунистический", так его растак, за оккупацию благородных республик. Пора бы всем понять, уже утомляет эта песенка - десятки лет прошли.
  20. kiril1246
    kiril1246 16 جولای 2019 23:46
    0
    Про евреев как-то слабенько у армян вышло. Неужели непонятно кто мешает построению великой Армении.