بررسی نظامی

Возвращение «Альбатроса». Проект А-42 возобновляется

28
Отечественные СМИ вновь сообщают о возможном возобновлении работ по самолету-амфибии А-42 «Альбатрос». Эта машина была создана еще в восьмидесятых годах, но так и не дошла до серии и до войск. На протяжении последних лет регулярно появлялись сообщения о возможном возвращении закрытого проекта и его завершении в интересах هواپیمایی نیروی دریایی ناوگان.



А-40 на взлете. Фото Wikimedia Commons


آخرین اخبار


О возобновлении проекта 3 сентября сообщило издание «Известия», сославшееся на неназванные источники в авиационной промышленности и министерстве обороны. Утверждается, что уже принято принципиальное решение о возобновлении разработки и производства самолетов А-42. Сейчас военные заняты формированием требований к обновленной машине.

По данным издания, Минобороны желает получить универсальную летающую лодку, способную при помощи разного оснащения решать задачи противолодочной обороны и участвовать в поисково-спасательных операциях. Пока планируется приобрести всего три самолета нового типа. При этом сроки выполнения работ неизвестны.

Тема возобновления работ по «Альбатросу» в прошлый раз поднималась примерно год назад – в начале сентября 2018-го. Тогда Объединенная авиастроительная корпорация раскрыла свои планы подобного рода, но не стала вдаваться в подробности. Кроме того, тема возможного возобновления проекта А-40 неоднократно попадала в اخبار и ранее, едва ли не с начала текущего десятилетия.

В отличие от предыдущих сообщений, последние новости раскрывают примерные планы Минобороны и указывают желаемые пути развития авиационной техники. Кроме того, указано, что развитие получит ранее закрытый проект поисково-спасательного самолета А-42, созданный на базе А-40.

Универсальная амфибия


«Известия» указывают некоторые особенности модернизации существующего проекта «Альбатрос» под актуальные нужды заказчика. По их данным, улучшенный самолет получит целый набор современного оснащения разного рода, что обеспечит рост технических и рабочих характеристик, а также позволит решать поставленные задачи.


Предлагавшийся проект модернизации А-42ПЭ. Рисунок ТАНТК им. Бериева / beriev.com


Силовая установка может сохранить имеющуюся архитектуру, но рассматривается вариант ее перестройки, уже предлагавшийся в проекте А-42ПЭ. В этом случае турбореактивные двигатели Д-30ТКПВ должны уступить место винтовентиляторным Д-27. По расчетам, это позволит сократить расход горючего и увеличить дальность до 9,3 тыс.км. При этом «Альбатрос» сохранит систему дозаправки в полете, что положительно скажется на боевом радиусе.

Кардинальной модернизации подвергается комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Предлагается заменить радиолокационную станцию, ввести оптико-электронный блок и т.д. Прицельно-навигационный комплекс должен соответствовать современным требованиям, в т.ч. характерным для летающих лодок. Требуются новые средства связи и управления.

Модернизированный А-42 будет предназначаться для решения двух основных задач: ведения ПЛО и поисково-спасательных операций. В зависимости от задачи, амфибия должна будет получать необходимое БРЭО и соответствующее оснащение либо вооружение. В таких конфигурациях «Альбатрос» должен будет искать надводные и подводные цели и поражать их, либо оказывать помощь. Ожидается, что возможность посадки на воду даст А-42 характерные преимущества перед другими самолетами ПЛО и ПСС.

Противолодочный потенциал


Еще в базовом проекте А-40 «Альбатрос» предусматривался комплекс мер по превращению самолета-платформы в специализированную амфибию ПЛО. Схожие идеи и решения могут применяться в новом проекте А-42 с понятными результатами. Итогом этого должно стать появление достаточно удачного противолодочного самолета с высокими характеристиками.

По летно-техническим характеристикам А-40/42 сопоставим с некоторыми отечественными самолетами ПЛО, а наличие системы дозаправки в воздухе позволяет увеличить дальность полета и время патрулирования. Имеется возможность перевозки гидроакустических буев и противолодочного вооружения. Специальная поисковая аппаратура может быть смонтирована в доступных объемах планера.

Возвращение «Альбатроса». Проект А-42 возобновляется
Один из вариантов оснащения пассажирского отсека поисково-спасательного А-42. Фото Airwar.ru


Важным преимуществом амфибии перед другими противолодочными самолетами является возможность посадки на воду. Благодаря этому А-42 сможет искать подлодки противника не только при помощи буев и магнитометра, но и с применением фюзеляжной или опускаемой гидроакустической станции.

Противолодочный вариант базового А-40 мог нести 6,5 т полезной нагрузки и вооружения. Этого достаточно для несения запаса буев, торпед или ракет. По всей видимости, модернизированный «Альбатрос» будет иметь, как минимум, схожие характеристики.

Модификация будущего А-42 с противолодочным оснащением и вооружением может представлять большой интерес для флота. Такой самолет по своим летным данным находится между существующими Ил-38 и Ту-142. Боевая нагрузка также занимает промежуточное положение. При этом «Альбатрос» выгодно отличается способностью работы с воды и имеет некоторые другие преимущества. Наконец, речь идет о совершенно новом самолете с большим запасом ресурса, что тоже важно для нашей ПЛО.

Спасательная работа


Целью проекта А-42 с самого начала было создание перспективной летающей лодки-спасателя. Самолет должен был получить соответствующее оснащение, позволяющее находить терпящих бедствие, оказывать им помощь и поднимать на борт. Для решения таких задач предусматривались установка специальной радиоэлектронной аппаратуры и организация отсеков с необходимым оснащением.

Для поиска предлагалось использовать РЛС, ОЭС и средства приема аварийных сигналов. На борту имелись сбрасываемые контейнеры со спасательными средствами. Также самолет мог бы самостоятельно оказывать помощь, выполняя посадку в нужном районе.


Одна из укладок спасательного оснащения на А-42. Фото Airwar.ru


В бортах фюзеляжа А-42 предусматривались два крупных люка, позволявших спускать на воду и принимать моторную лодку. В грузовом отсеке организовывался многофункциональный салон. В нем можно было разместить более 50 человек или лежачих раненых. Также предусматривалось развертывание медицинского отсека с операционной.

Предполагалось, что поисково-спасательный «Альбатрос» сможет оказывать помощь терпящим бедствие экипажам надводных кораблей, подлодок и самолетов. Широкие возможности самолета-амфибии и наличие различного оснащения на борту позволяло искать и спасать пострадавших оптимальным способом. Самолет мог выполнять патрулирование на дальностях до 3-3,5 тыс. км от базы или в более удаленных зонах за счет дозаправки.

Перспективный самолет А-42 мог дойти до серии и поступить в морскую авиацию. Тем не менее, проект появился в неудачное время и не был доведен даже до испытаний опытного образца. Прототип летающей лодки не достроили и не вывели на испытания. Все дальнейшее развитие проекта осуществлялось только на бумаге.

«Альбатрос» из будущего


Летающие лодки различного назначения, по характеристикам близкие к старому самолету А-40 или построенные на его основе, могут представлять интерес для российского ВМФ. С помощью такой техники можно решать ряд актуальных задач, причем делать это с большей эффективностью в сравнении с другой техникой. Тем не менее, для получения таких результатов необходимо переработать существующие проекты в соответствии с нынешними требованиями и взглядами заказчика.

Согласно последним сообщениям, принципиальное решение о создании новой версии «Альбатроса» уже принято. Теперь Минобороны занимается формированием правильных тактико-технических требований. Ввиду самых ранних стадий работ о сроках появления готового самолета пока говорить не приходится. Кроме того, пока до конца не ясен технический облик такой машины, хотя и понятны основные ее особенности и возможности.

Можно ожидать, что в обозримом будущем появятся новые сведения о проекте А-42, раскрывающие те или иные его особенности. Благодаря этому станет понятно, что именно хочет получить российский флот. До тех пор остается только строить прогнозы касаемо облика, возможностей, сроков и количества модернизированных «Альбатросов».
نویسنده:
28 نظرات
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. 210kv
    210kv 4 سپتامبر 2019 18:09
    -4
    Да было это уже.. Позавчера.. И с украинскими двиглами.. باور کن
    1. گرگ میلر
      گرگ میلر 4 سپتامبر 2019 18:18
      +4
      Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...
      1. 210kv
        210kv 4 سپتامبر 2019 18:39
        -1
        Земляк, внимательно читаем статью.. Двигатель Д27.... Понятно что не стоял, обсуждается замена на винтовентиляторный двигатель производства "Прогресс"
        1. venik
          venik 4 سپتامبر 2019 20:54
          +4
          نقل قول: 210kv
          Земляк, внимательно читаем статью..

          ======
          Другарь! Там вообще то стояли 4 (ЧЕТЫРЕ) двигателя! 2 - Д-30КВП, установленных в верхней части фюзеляжа за крылом, в наиболее брызгозащищённой зоне, и двух дополнительных бустерных двигателей (РД-60К) в задней части гондол шасси, под основными двигателями. Бустерные турбореактивные двигатели применяются только при взлёте с воды. И те и другие конструкции Соловьева (АО «Авиадвигатель») производились серийно и в Перми и Рыбинске. Какие именно стояли на прототипе А-40 - ей Богу НЕ ЗНАЮ!!!
      2. الکسی R.A.
        الکسی R.A. 4 سپتامبر 2019 18:39
        0
        نقل قول: گرگ میلر
        Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

        А теперь хотят поставить.
        Силовая установка может сохранить имеющуюся архитектуру, но рассматривается вариант ее перестройки, уже предлагавшийся в проекте А-42ПЭ. В этом случае турбореактивные двигатели Д-30ТКПВ должны уступить место винтовентиляторным Д-27.
        1. اشتباه کرد
          اشتباه کرد 4 سپتامبر 2019 19:31
          +3
          نقل قول: Alexey R.A.
          نقل قول: گرگ میلر
          Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

          А теперь хотят поставить.
          Украинские двигатели на российский самолёт? Теперь это уже даже не научная фантастика, а самая что ни на есть рафинированная утопия. Совсем не смешно.
          1. 210kv
            210kv 4 سپتامبر 2019 19:37
            +1
            Я так понял что это какой то экспортный вариант, или задумка шестилетней давности.
            1. اشتباه کرد
              اشتباه کرد 4 سپتامبر 2019 19:44
              +1
              Была задумка такой модернизации до 2014-го года, да только теперь уже все поезда ушли и вернуться не обещали.) Странно, что этого кто-то ещё не понимает.
      3. svp67
        svp67 4 سپتامبر 2019 20:11
        -2
        نقل قول: گرگ میلر
        Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

        А чьи движки, ах да СОВЕТСКИЕ. Но сконструированные и произведенные на Украине, а это значить, что сейчас их для самолетов МО РФ ни кто не поставит. Единственно если вновь возродят проект НК-93, но для его доведения и постановки на конвейер требуется много денег и время.
        1. گرگ میلر
          گرگ میلر 4 سپتامبر 2019 20:13
          0
          نقل قول از: svp67
          نقل قول: گرگ میلر
          Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

          А чьи движки, ах да СОВЕТСКИЕ. Но сконструированные и произведенные на Украине, а это значить, что сейчас их для самолетов МО РФ ни кто не поставит. Единственно если вновь возродят проект НК-93, но для его доведения и постановки на конвейер требуется много денег и время.

          Да тогда НПО "Сатурн" был в СССР, а сейчас в России...
          1. svp67
            svp67 4 سپتامبر 2019 20:37
            +1
            نقل قول: گرگ میلر
            Да тогда НПО "Сатурн" был в СССР, а сейчас в России...

            А вот оно как "михалыч"... сори, погорячился, признаю, был не прав
      4. venik
        venik 4 سپتامبر 2019 20:26
        0
        نقل قول: گرگ میلر
        Никогда на А-40 не стояло украинских двигателей...

        ======
        خوب Пардон! Не успел прочитать Ваш комментарий и со своими "5 копейками" влез! نوشیدنی ها
    2. venik
      venik 4 سپتامبر 2019 20:24
      +1
      نقل قول: 210kv
      Да было это уже.. Позавчера.. И с украинскими двиглами.. باور کن

      ====
      Это с какого такого "бодуна" там украинские движки оказались? Там Пермские и Рыбинские моторы стояли (Д-30ТКПВ и РД-60К)!!! Ну, конечно ежели Перьмь и Рыбынск - Украина.... Ну тады - ОЙ!!! احمق
      1. 210kv
        210kv 4 سپتامبر 2019 20:28
        0
        Ещё раз-прочтите статью. Хоть эту, хоть предыдущую.
  2. مونار
    مونار 4 سپتامبر 2019 18:55
    +3
    О возобновлении проекта 3 сентября сообщило издание «Известия», сославшееся на منابع بی نام

    Ну и о чём дальше говорить? Инфа из разряда ОБС.
    Хотя машина очень интересная. Только перспективы её очень сомнительные (моё скромное мнение). Сухопутных летаков только в одном обыгрывает. Возможность садится на воду. Всё.
  3. 57 پاول
    57 پاول 4 سپتامبر 2019 18:56
    +3
    Подряд две статьи...даешь третью.
  4. ذرت
    ذرت 4 سپتامبر 2019 19:18
    +3
    Тут уже вполне осязаемый и производимый бе200 не знают куда бы присунуть и продавить, и только еще одного вундерваффе не хватало ...
  5. ares1988
    ares1988 4 سپتامبر 2019 19:38
    +1
    КМК, для самолёта плюхаться в воду, чтобы поискать ПЛ фюзеляжной или опускаемой ГАС - довольно бредовая затея.
  6. نظامی 77
    نظامی 77 4 سپتامبر 2019 21:15
    0
    Прочитал заголовок и смутился, у нас вроде как Л-39 (учебно-боевой), тоже "Альбатрос"?
  7. AKS-U
    AKS-U 4 سپتامبر 2019 22:44
    +1
    30 лет пылился в чулане, и опа! "принято принципиальное решение". Музейный экспонат от Советской Власти. А новый сделать слабо.
  8. منظم
    منظم 5 سپتامبر 2019 00:08
    +2
    Может все-таки стоит уже закопать стюардессу?! (c)
  9. کلون
    کلون 5 سپتامبر 2019 00:54
    +1
    Сколько еще советских разработок на пыльных полка ждут своего часа...
  10. 57 پاول
    57 پاول 5 سپتامبر 2019 00:56
    0
    Я бы скорее поверил в реиркарнацию А-42 с ПС-90.
  11. نیکولایویچ I
    نیکولایویچ I 5 سپتامبر 2019 03:07
    +2
    В случае "доработки" А-40/42 ,желательно подумать и об использовании в гидроплане эффекта динамической воздушной подушки (ДВП)...то есть возможно подумать и о варианте экранолёта...
    1. ریواس
      ریواس 5 سپتامبر 2019 06:54
      +1
      Что вроде этого в нашем патенте:
      http://www.freepatent.ru/patents/2471677
      "Самолет-амфибия представляет собой «летающее крыло», на нижней поверхности которого образованы три выступающие вниз днища лодки с реданами. При этом нижняя поверхность крыла создает положительный угол по отношению к поверхности воды и установлена с зазором от нее, и в совокупности с бортами лодок и поверхностью воды образует полости, имеющие в продольном сечении вертикальной плоскостью форму клина, сужающегося к задней части крыла. В этих полостях при движении самолета по воде создается дополнительная подъемная сила, способствующая сокращению длины разбега, и использованию экранного эффекта. В отличие от прототипа, при движении по воде в полостях образуется смесь брызг, завихрений струй воды и воздуха, т.е. создается среда в виде пены, по которой самолет скользит со значительно меньшим сопротивлением, чем по воде. Одновременно создается дополнительная подъемная сила за счет указанного выше «клина»."
  12. سن
    سن 5 سپتامبر 2019 06:26
    +1
    Интересно, а базе А-40 можно сделать самолет ДРЛО, вроде Е-2С "Хокай"?
  13. vladimir1155
    vladimir1155 5 سپتامبر 2019 09:39
    0
    очень важно развивать морскую авиацию, и тем более амфибийную, вместо устаревших крупных надводных кораблей, амфибии могли бы не только выполнять важнейшие задачи ПЛО, но и в идеале взять на себя и противоминную службу, в связи с катастрофической нехваткой тральщиков
  14. حداکثر 1995
    حداکثر 1995 7 نوامبر 2019 15:38
    0
    Имхо, вечная тема, но без шанса продаж, и с малым шансом производства....