بررسی نظامی

آیا جنگنده های AFAR چینی هواپیماهای روسی را وارد بازار خواهند کرد؟

44

Радар XXI века



В ноябре 2019 года издание Defense Aerospace сообщило, что для китайского истребителя J-11B (не что иное, как копия Су-27СК) ایجاد شده новую бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это более чем интересно, учитывая большой парк этих машин. Однако еще любопытней посмотреть на ситуацию в целом.

Что такое БРЛС с АФАР? Если не вдаваться в детали — наиболее технологически продвинутая радиолокационная станция для истребителей на сегодня. Ее применяют для наиболее совершенных истребителей четвертого поколения, а также для истребителей последнего, пятого, поколения. Так у F-22 Raptor РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой, а у F-35 — AN/APG-81. В чем именно преимущество такой концепции? Если не вдаваться в детали, РЛС с АФАР позволяет обнаруживать цели быстрей, на гораздо большей дистанции и при этом имеет выдающуюся надежность.

АФАР работает по принципу управления фазами сигналов: в основе системы лежат приемо-передающие модули или ППМ (у F-22 их примерно две тысячи). Изменение фаз сигналов, которые излучают приемо-передающие модули, дают радару с АФАР возможность формировать мощный направленный луч, позволяя решать задачи намного эффективней старых импульсно-доплеровских радиолокационных станций. Иначе работает РЛС с ПФАР или пассивной фазированной антенной решеткой — предтеча РЛС с АФАР. ПФАР не обладает активными устройствами: для генерирования радиосигнала используется единый для всей системы радиопередатчик, после чего он распределяется между всеми излучающими элементами.

При некоторой схожести концепций РЛС с АФАР надежней (выход из строя одного ППМ не станет большой проблемой), легче и универсальней. «Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился "‎слепым"‎. А тут поражены одна-две ячейки, даже десяток, а остальные тысячи продолжают работать», — говорит гендиректор НИИП им. Тихомирова Юрий Белый. Что же касается универсальности, то РЛС с АФАР, в отличие от других, позволяет одновременно вести поиск и обнаружение целей, выполнять картографию и даже ставить помехи для вероятного противника. Перенаправляя часть модулей для решения конкретных задач.

В качестве недостатков активных фазированных антенных решеток указывают их высокую цену, однако нужно понимать, что современные военные технологии (да и не только современные) обычно стоят дороже, чем представители предыдущих поколений. Особенно, на этапе их раннего применения.

Битва за воздух и за рынок


Для России внедрение в состав своих истребителей РЛС с АФАР будет действительно инновацией, как бы это странно не звучало. Страна еще физически не приняла на вооружение ни одного серийного истребителя, обладающего такими технологиями. Поставляемые в войска самолеты Су-35С и Су-30СМ имеют БРЛС с ПФАР: «Ирбис» и «Барс» соответственно. А МиГ-35 и Су-57 (у обоих должны быть БРЛС с АФАР) существуют пока что лишь как прототипы, хотя первый серийный Су-57 должен быть поставлен ВКС в этом году. Недавно его даже показали.


А что же Китай? Упомянутые выше J-11B изначально имели старые радиолокационные станции «Тип 1474»: по мнению экспертов это не что иное, как китайский вариант старого советского радара Н011. Как стало известно сейчас, испытания усовершенствованного истребителя J-11B с новой РЛС проводятся в пустынной местности и довольно успешно. В перспективе новый радар с АФАР позволит оснастить китайские истребители J-11B новыми هواپیمایی ракетами PL-15. «В отличие от характерных для наших истребителей J-11B радарных конусов (куполов) черного цвета в передней части самолета, новые радары установлены под белым конусом (куполом). Новые радары позволяют использовать ракеты большой дальности», — говорится в сообщении китайского телеканала CCTV.


Напомним, PL-15 — новая ракета большой дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, уже успевшая вызвать на Западе большой интерес.

Всего, согласно данным из открытых источников, Китай имеет в своем распоряжении 95 истребителей J-11 и 110 J-11B/BS. Однако вскоре все эти машины может сменить другой самолет — чисто китайский (с некоторыми оговорками). Дело в том, что уже сейчас КНР имеет в своем составе примерно 300 истребителей J-10. Около 50 истребителей из этого числа относятся к версии J-10B и имеют РЛС с АФАР, «малозаметный» воздухозаборник, современную оптическую станцию переднего обзора и новый двигатель WS-10A. В 2018 году стало известно, что на вооружение Китая заступил новый истребитель J-10C, имеющий, кроме прочего, улучшенную малозаметность.


Можно, конечно, смеяться над китайцами, говоря, что J-10 — «копия» израильского «Лави» или еще чего-то. Однако нужно понимать, что уже сейчас последние версии «китайца» превосходят по уровню БРЭО самые современные серийные российские истребители (летно-технические качества — совсем другой вопрос, мы его сейчас рассматривать не будем).

Примечательно и то, что китайский самолет относительно дешев: по крайней мере, в ранней комплектации. Согласно данным из открытых источников, цена одного J-10 варьируется от 30 до 40 миллионов долларов. Даже если мы поднимем планку до 60 миллионов, это будет существенно ниже экспортной стоимости Су-35С. Напомним, в 2018 году «Российская газета» — официальный печатный орган российского правительства — со ссылкой на китайское издание «Феникс» сообщило о том, что на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге официально озвучили детали контракта на поставку в Китай Су-35. Его общая цена — 2,5 миллиарда долларов. Если пересчитать стоимость одной машины, получается 104 миллиона долларов за самолет.

Это не удивительно, если учесть, что ранее цена Су-30МКИ индийской сборки составляет примерно 80 миллионов долларов. То есть, грубо говоря, была на уровне цены F-35A к моменту развертывания серийного выпуска этого боевого самолета. Если попытаться снабдить Су-30/35 гипотетической российской РЛС с активной фазированной антенной решеткой, их цена вырастет еще больше. Такая «занятная» арифметика.

پنج است


С формальной точки зрения, новый российский Су-57 и новый китайский J-20, также относящийся к пятому поколения, имеют РЛС одного уровня. На российской машине должна стать РЛС с АФАР Н036 Белка, имеющая примерно 1500 ППМ. Нужно полагать, радиолокационная станция J-20 имеет похожие характеристики.


Однако нужно понимать, что J-20 уже принят на вооружение, а в будущем темпы производства этого самолета будут только расти. В этой связи главной интригой остаются боевые возможности и цена машины: сейчас очень сложно судить как про одно, так и про другое ввиду недостатка данных. Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений.
نویسنده:
44 تفسیر
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. زائربیک
    زائربیک 15 نوامبر 2019 18:10
    -7
    Не будет китаец с современным БРЭО дешевле Су35С....электроника вещь дорогая!
    1. استاد
      استاد 15 نوامبر 2019 18:15
      +8
      نقل قول از زاوربک
      Не будет китаец с современным БРЭО дешевле Су35С....электроника вещь дорогая!

      Да, электроника вещь дорогая, но китайцы мировая кузница электроники.
      1. زائربیک
        زائربیک 15 نوامبر 2019 18:29
        +4
        Как показывает практика, изделия одного уровня стоят уже на одном уровне.
        1. نظر حذف شده است.
      2. سوتلان
        سوتلان 15 نوامبر 2019 20:42
        +2
        Да, электроника вещь дорогая, но китайцы мировая кузница электроники.

        При том, что, вся новейшая электроника, разрабатывается за поеделами кузницы. Им же разрешается только ковать.
      3. شرق دور
        شرق دور 16 نوامبر 2019 02:13
        -1
        вы правы! но, они клепают не свои "разрабодки" придет время, и они останутся со своими супер заводами один на один. а когда нет МОЗГОВ, это ШВАХ !
      4. bya965
        bya965 17 نوامبر 2019 05:03
        0
        Не путайте ширпотреб с военной электроникой. Думаю китайцы сделали все именно на основе ширпотреба.
    2. هوش
      هوش 15 نوامبر 2019 18:35
      +7
      Автор! Не надо писать свои измышления на насчёт Н036 "Белка". По дальности обнаружения ей нет равных мире. Здесь неоднократно приводился расчёт дальности обнаружения на ВО. Но таким, как вы и прочим стратегам, видимо наплевать на характеристики, лучше оплевать российскую технику... Дальность обнаружения цели с ЭОП=1 м2 равна 400 км для БРЛС Н036 "Белка". В области разработки АФАР, СВЧ устройств и модулей - Россия обгоняет США и другие страны. Это признано США.
      1. زائربیک
        زائربیک 15 نوامبر 2019 18:58
        0
        А откуда у вас данные про ^белка^?
        1. آلمانی 4223
          آلمانی 4223 15 نوامبر 2019 21:22
          +8
          Эти данные в открытых источниках. Их только ленивый не знает. А ещё белка это не один радар а целых пять. Два из которых работают в децеметровом диапазоне волн , благодаря чему может обнаруживать самолёты зделаные по технологии стелс.
    3. پروکتولوژیست
      پروکتولوژیست 15 نوامبر 2019 23:22
      0
      Заблуждение думать, что электроника - дорогая. Дорого стоит разработать, построить завод с нужным техпроцессом, а вот потом - она идет на вес. Ведро - полтинник. Тиражирование не так дорого стоит. Кроме себестоимости комплектующих (а Китай - основной поставщик редкоземельных элементов - то есть, даже дорогие составляющие отечественные, поэтому и дороги они относительно), нет больше особо затрат, кроме уже понесенных - строительство завода и разработка, НИОКР.

      В Китае заводы есть, НИОКР уже сделана. Тиражировать им будет стоить относительно дешево.
      1. دوبری_ناشناس
        دوبری_ناشناس 15 نوامبر 2019 23:33
        -2
        نقل قول: پروکتولوژیست
        Заблуждение думать, что электроника - дорогая. Дорого стоит разработать, построить завод с нужным техпроцессом, а вот потом - она идет на вес. Ведро - полтинник. Тиражирование не так дорого стоит.


        Вот как раз это - большое заблуждение. Отнюдь не всякая электроника дешева в тиражировании. Не говоря уже о том, что затраты на разработку нужно окупать, и окупаются они за счет продажи готовых изделий.
      2. شک و تردید
        شک و تردید 21 نوامبر 2019 17:42
        0
        Пожалуйста, не говорите чего не знаете. Военная электроника, справедливо али нет, стоит огромнвх денег.
  2. لکسوس
    لکسوس 15 نوامبر 2019 18:12
    -6
    Вся китайская оборонка заточена под вытеснение российских поставщиков с мирового оружейного рынка. Конкурировать с проамериканскими производителями они пока не в состоянии, кроме цены, а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели. Я бы сказал, даже взрастили.
    1. بد نیست
      بد نیست 15 نوامبر 2019 18:27
      -5
      نقل قول: لکسوس
      а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели.

      Не мы, а Вы. درخواست
    2. والریب
      والریب 15 نوامبر 2019 18:29
      +5
      نقل قول: لکسوس
      Вся китайская оборонка заточена под вытеснение российских поставщиков с мирового оружейного рынка. Конкурировать с проамериканскими производителями они пока не в состоянии, кроме цены, а вот мы "змеюку на груди" таки пригрели. Я бы сказал, даже взрастили.
      Ну вот, а параллельно тута есть люди, что призывают и 57 китайцам отдать, да побыстрее. И лайкают их полно.
    3. knn54
      knn54 15 نوامبر 2019 18:32
      +7
      Ну взрастили вообще то янкесы. Россия "присоединилась" позже.
      1. لکسوس
        لکسوس 15 نوامبر 2019 18:42
        -4
        Ну взрастили вообще то янкесы. Россия "присоединилась" позже.

        Американцы в целом с промышленностью помогли. А вот у оборонки китайской почти полностью "русское" лицо. Ракеты, СПРН, авиация, танки, корабли, подводные лодки и прочее. Там нет американских корней. Но все существующие уж больно похоже на нашу технику. Они это и не скрывают.
        Даже то, чего у нас самих нет, например китайские "Иджисы", создано, как минимум, при содействии наших специалистов и других "выпускников" советских ВУЗов.
        1. وادیک
          وادیک 15 نوامبر 2019 19:21
          0
          А еще помогли им космическую программу освоить с тэйкунавтами
        2. kjhg
          kjhg 15 نوامبر 2019 20:00
          +5
          نقل قول: لکسوس
          هشدار زودهنگام

          У нас и у китайцев абсолютно разные системы. Пару дней назад на ВО была хорошая статья про это.
    4. وادیم دوک
      وادیم دوک 16 نوامبر 2019 19:00
      0
      Какая это конкурентная цена,если китайские самолеты УЖЕ дороже ,чем F-35?
    5. نایکومدس
      نایکومدس 16 نوامبر 2019 20:35
      0
      Надо нашим жёстко стоять по поводу экспорта Китаем самолётов, в которых используются наши двигатели, а все они так или иначе наши. А своими АФАРами пускай себе торгуют на здоровье.
  3. موشک757
    موشک757 15 نوامبر 2019 18:31
    + 11
    У китайцев мощная электронная промышленность. Фабрика всего мира.
    Нам, из той засады, куда нас загнали всякие разные и отнюдь не забугорные, выползать и выползать. Потому что прорыва, с такими "рулевыми", нам не светит!
    1. MORDVIN13rus
      MORDVIN13rus 15 نوامبر 2019 19:50
      -4
      Мощная то она мощная, но в каком плане? В плане промышленного производства по готовым решениям, да согласен. А вот в плане проектирования, увы и ах китайцы уж точно не в первой 10ке.
      1. موشک757
        موشک757 15 نوامبر 2019 22:07
        +1
        نقل قول: MORDVIN13rus
        А вот в плане проектирования, увы и ах китайцы уж точно не в первой 10ке

        Китайцы интенсивно готовят научные кадры и строят отраслевую, да и все остальные научные школы!
        Не первой десятке, как же, они в связи уже считай лидеры!!! Разработать предложить всем готовую структуру сетей 5G это не халям-балям, это серьезное научное и технологическое достижение!
        1. MORDVIN13rus
          MORDVIN13rus 16 نوامبر 2019 19:35
          -1
          Тото же китаезы к нам в часть приезжали, по обмену опытом. Только чтот опытом они не обменивались, а все вынюхивали, как же так Бук то работает. Они в то время как раз закупили комплекс М2, а вот повторить видимо не получалось, от слова никак. А чем 5Г от 4Г то отличается? Всего лишь скоростью передачи. И что что, они явно не сами это сделали, и уж явно не первые ее начали внедрять. А то что внедрили, так у китайцев с этим никогда проблем не было. Вот когда они что то свое с нуля создадут, начиная от основ, разработки технологии и так далее, вот тогда я лично пожму им руку, и скажу что молодцы. А пока что дальше копирования они не продвинулись.
          1. موشک757
            موشک757 16 نوامبر 2019 20:45
            0
            Китайцы научатся делать всё что угодно и разрабатывать будут сами ....
            Про великие научные открытия, не говорим, но это пока.
  4. عملگر
    عملگر 15 نوامبر 2019 18:51
    +9
    J20 в полном пролете خندان

  5. میله 1
    میله 1 15 نوامبر 2019 19:00
    +6
    Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...
    1. الکسی ال کی
      الکسی ال کی 17 نوامبر 2019 04:45
      0
      نقل قول از bars1
      Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...

      Только без паники!!!!!!!!! АФАР - это день сегодняшний, а завтра - за РОФАР!!! Есть смысл вкладываться именно в это, имхо. Так в "Военной приёмке" рассказали, если что. چشمک
      1. adept666
        adept666 30 ژانویه 2020 07:22
        +1
        Только без паники!!!!!!!!! АФАР - это день сегодняшний

        Да какая уж тут паника? АФАР ещё толком никто не довёл до ума в отличие от ПФАР. Американцы мучают активную решётку лет так уже 30 - 40 и то все никак не домучают. Про дальность работы станции - это заблуждение, современные ПФАР на ЛБВ превосходят их по этой характеристике. Единственным преимуществом(реальным, а не маркетинговым и теоретическим) АФАР является быстродействие в работе некоторых режимов БРЛС. Большая надёжность станции - это тоже большое преувеличении, во-первых современные сетчатые ЛБВ достаточно надёжны и если вовремя проводить обслуживание станции и иметь ответственный ОТК никаких проблем с ними нет. Во-вторых АФАР - это тот ещё троянский конь, для нормальной работы станции необходимо чтобы ППМ-мы имели очень близкие характеристики, а этого добиться очень сложно и именно поэтому они стоят как отлитые из золота, потеря одно-двух ППМ сильно не скажется на характеристиках станции? Ну, ну... смотря в какой части полотна и отремонтировать их в отличает от замены одной ЛБВ та ещё задача(новые ППМ ещё с остальными согласовать необходимо).
  6. نظر حذف شده است.
  7. تند و سریع
    تند و سریع 15 نوامبر 2019 19:50
    0
    Да тут все верно, я правда за "мировой рынок вооружений" не понял. Это где такой? РЫНКА-то как такового нет, и свежий пример с угрозами от Госдепа в адрес Египта, коль те купят Су-35 - яркий пример.
    Тут НЕ рыночные механизмы. Простите, но за косяк с Арамко - при РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ - Рейтеон банкротится, и с рынка вылетает навсегда.
    Играют механизмы, очень далекие от рынка. Рынок где может остаться? Турция - там конкурентная борьба будет. Пакистан - уже врядли. А все, больше нет, кончился рынок с конкуренцией. Не в Индию же их продавать?
  8. Tomic3
    Tomic3 15 نوامبر 2019 20:04
    +1
    "Но если у китайцев все получится хотя бы на половину, Су-57 рискует получить очень опасного врага на мировом рынке вооружений". И сколько твердых контрактов китайцы уже заключили? Факты в студию).
    1. وویکا آه
      وویکا آه 15 نوامبر 2019 21:11
      -2
      Они построили новый крупный завод, выпускающий только радары АФАР.
      Самые разнообразные. Для любых самолетов.
    2. آلمانی 4223
      آلمانی 4223 15 نوامبر 2019 21:28
      0
      Да они его продавать и не собираются в ближайшее время. Они его внешний вид рассекретили году в 12 если я не ошибаюсь, когда он уже летал.
  9. کاریب
    کاریب 15 نوامبر 2019 21:10
    0
    نقل قول از bars1
    Надеюсь уже выполняются НИОКР по оснащению РЛС Су-35С, Су-34 и Су-30СМ АФАР...

    Я думаю, если бы довели АФАР до серии, то уже давно бы начали и свои модернизировать и в прайсах на выставках бы уже были. Может конечно уже есть но не для всех... типа военная тайна, всё может быть...
  10. رهبر سرخ پوستان
    رهبر سرخ پوستان 15 نوامبر 2019 21:12
    -2
    Если по статье, без лишних эмоциональных всплесков, то китайцы, доведя данные образцы до серийности и снизив цену, смогут вклиниться в сегмент модернизации бывшей советской авиатехники.
  11. DPN
    DPN 15 نوامبر 2019 21:45
    +1
    В общем ничего странного в этом нет, СССР всему их научил ,показал,раньше Союз им поставлял авто и самолёты ,теперь на оборот наши Российские просторы завалены их ней промышленностью и авто на каждом углу их нее.Как то один их генерал сказал :Вы летаете по Швейцарским часам а мы полетим по своим и у них это получилось,а пока делим шкуру убитого МЕДВЕДЯ.
  12. ماکس شرون
    ماکس شرون 15 نوامبر 2019 23:04
    +1
    Не много не понял зачем так открыто сравнивать с Китаем, неужто воевать с ним собирались? Другой вопрос дёшево , не значит качественно, в двигателестроение и металловедение (лузеры). Электроника тоже благодаря корпорациям вроде интела.
    А электронику мы можем и на Тайване закупить, что и успешно делаем.
  13. MaxWRX
    MaxWRX 15 نوامبر 2019 23:30
    -1
    Единственное в чем у китайцев проблема - это сплавы. Отсюда такой малый ресурс двигателя и их низкие характеристики. Наиболее передовая электроника у Тайваня, США и частично Британии. Китай середнячок. На движки я даю лет 15, электронику 5-10 лет и они догонят лидеров.
    1. سیریل جی...
      سیریل جی... 16 مه 2020 10:54
      0
      Да. Впрочем я считаю, если мы и американцы по движкам не остановимся, хрен кого китайцы по рессурсу догонят
  14. الکسی الکسیف_2
    الکسی الکسیف_2 15 نوامبر 2019 23:50
    +4
    Афтора послушать -ну всё ложись и помирай..Хоть счас иди сдаваться..К чему эти панические настроения..Не получится ли как с танками..Сколько лет оне клепают клоны наших танков..А вышли на биатлон и обгадились жиденько..Так и с локатором будет..Зуб даю...
    1. کرگدن
      کرگدن 16 نوامبر 2019 01:38
      0
      А сколько времени понадобилось советскому танкостроению и не только, что бы добиться качества не хуже чем на Западе ??? Так и китайцев будет. Всё это только вопрос времени.
      1. الکسی الکسیف_2
        الکسی الکسیف_2 16 نوامبر 2019 08:10
        +3
        Года три назад они нашли лохов где то в Америке и впарили им "новейшие радиолокаторы".В России их не выпускают за древностью.А китайцы клепали..Ну что? Вроде и технологии и производство проще пареной репы..Ан нет...Они не проработалии полгода.Скандал был жуткий..А туркам оне подсунули свой клон с-300...Кекс что правил до Эрдогана не раз пожалел о покупке...
  15. رفیق کیم
    رفیق کیم 17 نوامبر 2019 00:10
    0
    نقل قول از rocket757
    Нам, из той засады, куда нас загнали всякие разные и отнюдь не забугорные, выползать и выползать. Потому что прорыва, с такими "рулевыми", нам не светит!


    Ничего, как нибудь выползем.
    Но пока чиновники типа главы ПФР будут так беззастенчиво жировать, прорыва не жди.
    А на счёт возможности Китая по производству радаров с АФАР, лучше не сомневаться.
    К сожалению, они уже не наступают на пятки, а начинают показывать нам спину.

    "На шикарную квартиру главы ПФР пенсионеру нужно копить 2777 лет"