بررسی نظامی

Неоднозначный облик сирийских ВВС

16
Почти с самого начала гражданской войны в Сирии в различных средствах массовой информации стали появляться сообщения о применении против мятежников тяжелой техники и هواپیمایی. Вне зависимости от правдивости, эти اخبار в свое время стали еще одним поводом для критики и обвинений в сторону администрации сирийского президента Б. Асада. Немного позже появились более достойные подтверждения того, что сирийские военные действительно используют в своих операциях боевые самолеты и вертолеты, однако это использование в большинстве случаев сводится к транспортной функции. Удары по противнику если и производятся, то достаточно редко ввиду характерных особенностей гражданской войны.



На момент начала вооруженного конфликта ВВС Сирии были одними из самых многочисленных в регионе. В то же время, количество в этом случае почти не переходит в качество. Самым новым боевым самолетом сирийской военной авиации является советский/российский истребитель МиГ-29. Согласно различным источникам, общее количество таких самолетов всех модификаций не превышает 75-80 единиц. Не так давно сирийское руководство намеревалось модернизировать имеющиеся МиГ-29, однако воплощению этих планов помешала война. В результате самым массовым типом самолетов в сирийских военно-воздушных силах остается МиГ-21. Общее число этих самолетов оценивается в 140-200 бортов. Столь большая разница в оценках вызвана строгим режимом секретности, установленным сирийским военным руководством. Однако даже секретность не может значительно повысить боевой потенциал истребителей МиГ-21 и вывести их на современный уровень. Из-за этого такие самолеты используются в основном для разведки. Вторые по численности самолеты ВВС Сирии – МиГ-23. Их насчитывается более сотни. При этом имеется информация об уничтожении, как минимум, двух таких истребителей-бомбардировщиков. Один из них сгорел на аэродроме в результате обстрела инсургентами в марте этого года, другой якобы был сбит ими же в августе. Объективного подтверждения второй удачи повстанцев нет, да и не предвидится. Наконец, в составе ВВС Сирии имеется несколько десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24 и перехватчиков МиГ-25. Общее их количество незначительно и вряд ли может оказать серьезное влияние на ход какого-либо серьезного конфликта.




Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач. Большинство винтокрылых машин – более сотни – это вертолеты семейства Ми-8. Общее количество ударных вертолетов трех моделей не превышает 75-80 единиц. Это Ми-24 советского производства, французские SA-342 и доработанные соответствующим образом Ми-2. Кроме вертолетов транспортные функции в сирийских ВВС выполняют около двадцати самолетов семи типов, в основном советского производства.

Как видим, численные показатели ВВС Сирии на фоне других стран региона выглядят значительными. В то же время, большое количество старой техники нисколько не повышает боевой потенциал этого рода войск. Главной причиной таких проблем являются экономические процессы, происходившие в последние десятилетия по всему Ближнему Востоку. По состоянию на 2009 год общие сирийские ассигнования на военно-воздушные силы составляли около 3,5% от валового внутреннего продукта. Для сравнения, лет 25-30 назад эта часть бюджета превышала порог в двадцать процентов. В то же время, за последние годы значительно вырос бюджет на закупку новых вооружений и техники. В девяностых годах среднегодовые вложения в новую технику не превышали 550-600 миллионов долларов. В последние годы перед гражданской войной эти показатели увеличились до нескольких миллиардов в год. Тем не менее, в 2007 году, во время проведения Израилем операции «Фруктовый сад», боевой потенциал сирийских ВВС не позволил отразить атаку вражеских самолетов.

Помимо экономических затруднений быстрому обновлению не только ВВС, но и всех вооруженных сил Сирии мешает и внешнеполитическая ситуация. В 2003 году Дамаск подвергся международным санкциям из-за подозрений в сотрудничестве с иракскими вооруженными формированиями, появившимися после свержения С. Хусейна. Даже после смягчения отношения к Сирии почти каждый контракт на поставку вооружений и техники становился предметом скандала той или другой величины. К примеру, в 2007 году, вскоре после удачного израильского удара, появились слухи о возможной покупке Сирией российских самолетов МиГ-31 в экспортной конфигурации. Такие перехватчики могли бы прийти на смену устаревшим МиГ-25 и значительно улучшить способности сирийских ВВС по защите воздушного пространства своей страны. Однако почти сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Вялые споры вокруг МиГ-31 для Сирии шли до конца весны 2009 года, когда в СМИ появились сообщения о приостановке переговоров из-за финансовых проблем Дамаска. В конце концов, в октябре 2010 года руководство «Рособоронэкспорта» успокоило всех «взволнованных» и официально заявило, что никакого контракта не было.

دیگر история, которую можно считать примером трудностей с обновлением вооруженных сил, произошла этим летом. Самый обычный рейс самого обычного сухогруза под названием Alaed вызвал шквал критики и чуть ли не скандал. Из каких-то источников стало известно, что на борту судна перевозятся три вертолета Ми-25 сирийских ВВС, отремонтированные и модернизированные в России. Кроме того, «народная молва» приписала сухогрузу и другой груз военного назначения: некие зенитные ракетные комплексы. Несмотря на специфику применения этого вида вооружений, гипотетические поставки ЗРК тоже стали объектом критики. И все же со временем та история забылась и сторонники сирийских повстанцев переключились на другие, более актуальные темы.

В целом, состояние ВВС Сирии выглядит неоднозначным, а проблемы с обновлением парка техники только прибавляют пессимизма в оценках. Стоит отметить, что даже имеющимися силами сирийские военные летчики вполне способны решать те задачи, которые ставятся перед ними в настоящее время. Однако только при продолжении войны с инсургентами. Если же сирийская война пойдет по тому же сценарию, что и война в Ливии, то военно-воздушные силы Дамаска вряд ли смогут серьезно ответить на угрозы. Учитывая «традиционную» для стран НАТО методику ведения локальных войн, можно предположить, что в случае международной операции против Сирии главным элементов ее обороны станут войска ПВО. Именно они теоретически могут дать отпор воздушному нападению. К сожалению, сирийская ПВО тоже может не справиться с отражением атак, но в настоящее время количественный и качественный состав военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны не позволяет строить смелые планы.

В результате ВВС Сирии оказываются в специфическом положении: они не могут достойно противостоять зарубежной агрессии и в то же время имеют слишком большой ударный потенциал для большинства задач, возникающих в ходе гражданской войны. К примеру, удары истребителей-бомбардировщиков МиГ-23, по вполне понятным причинам, возможны только во время боев на больших открытых пространствах. В свою очередь, городские бои практически полностью исключают использование авиации, за исключением транспортных вертолетов для быстрой переброски подразделений в нужный район. Таким образом, к экономическим проблемам сирийских военно-воздушных сил добавляются еще и вопросы тактического характера. Обе эти проблемы «совместными усилиями» очень сильно мешают как ВВС, так и всем вооруженным силам Сирии в целом.


به نقل از وب سایت ها:
http://globalsecurity.org/
http://periscope2.ru/
http://sipri.org/
http://defense-update.com/
نویسنده:
16 نظرات
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. mar.tira
    mar.tira 13 نوامبر 2012 08:56
    -4
    Еще одно позорное пятно на репутации России.Лучше уж мы вероятному противнику их продадим,чем другу.История бьет нас бьет,но похоже не учит!
    1. رهگذر
      رهگذر 13 نوامبر 2012 09:06
      +2
      نقل قول از mar.tira
      Еще одно позорное пятно на репутации России

      Может хватит самобичеванием заниматься? Есть возможности для торговли и деньги у покупателя и нет никаких проблем для сделки, если одного из этих условий нет то сделки быть не может - это аксиома!!!
      История бьет нас бьет,но похоже не учит!

      История как раз наглядно демонстрирует, как мы вооружали много стран на свои деньги и после смены властителя получали хорошо вооруженного мягко говоря противника. Может хватит на грабли наступать?
      Поражает большое количество воздушной техники, сбитой бандитами, там явно ПЗРК "подогнаны" на госуровне и работают инструкторы
  2. UPStoyan
    UPStoyan 13 نوامبر 2012 08:58
    +2
    Экономическое положение Сирии уже 20 лет не позволяет массово закупать новую технику и проводить модернизацию существующей. Так что боеготовность врядли превышает 50%.
    1. خوش شانس
      خوش شانس 14 نوامبر 2012 15:25
      +1
      Да, я с вами соглашусь, слабенькая авиация у Сирийцев((
  3. جانی تی
    جانی تی 13 نوامبر 2012 10:32
    +7
    Самолеты Сирии понадобится в случае войны с турками или Израилем,для борьбы с террористами необходимы ударные вертолеты! Можно конечно все с землей сравнять, но вот смысла нет, своих поляжет много да и разрушать свою страну Асаду не с руки!
  4. سرخس
    سرخس 13 نوامبر 2012 12:11
    +3
    Или я не заметил, или тут не написали про l-39 альбатрос. А он очень активно применяется в идущей сейчас гражданской войне
    1. واف
      واف 13 نوامبر 2012 16:00
      +5
      نقل قول از فرن
      Или я не заметил, или тут не написали про l-39 альбатрос.


      Автор много чего из "упустил" из .."виду"...+ چشمک



      А про су-17-е, так вообще ...ни слова درخواست







      Ну и там много ещё фильмов о применении...и Газели и Иранские транспортники доставляют...."помощь" گردن کلفت
  5. ولخوف
    ولخوف 13 نوامبر 2012 12:26
    +5
    Стоит отметить, что ВВС точно бомбит (на сайте был ролик с разбитой зениткой на Зил - 131 и Т - 55, которые накрыты 50 кг бомбами с отклонением 3м, при этом строения вокруг не разбиты), а ПВО точно стреляет - Фантом с 1 очереди.
    Так что они прекрасно обходятся сами или с помощью Ирана.
  6. بارون رانگل
    بارون رانگل 13 نوامبر 2012 12:36
    +3
    да уж! самолетики и вертолетики у Асада старые! да и те видимо не могут решать всех задач! Штурмовиков бы им побольше и боевых вертолетов! может тогда бы что то уже изменилась! Ну а Израилем или Турцией воевать на таких аппаратах наверно лучше неначинать!
  7. سمینار
    سمینار 13 نوامبر 2012 18:59
    +3
    Автор дятел, про L-39 забыл, которые несут основную тяжесть "работы" по земле.И фраза по поводу Су-24 которые не окажут влияния на ситуацию в топку. Их не применяют, потому как слишком мощное оружие. В городах от СУ-24 будут чересчур большие разрушения. Что сирийцам не хвататет, так это СУ-25. Кстати, все отмечают высокую выучку сирийских пилотов. А потери связаны с тем, что техника встаровата, приходится снижатся.
  8. اسکوروبی
    اسکوروبی 13 نوامبر 2012 19:08
    +1
    Летают..бомбят...Сама по себе обстановка (гражданская война) не позволяет применять весь арсенал ВВС... Удачи им в этом нелегком деле...
  9. ولورین7778
    ولورین7778 13 نوامبر 2012 20:55
    +1
    Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач.
    Аха, еще и в качестве бомбардировщиков)
    1. یتیم
      یتیم 13 نوامبر 2012 21:28
      +1
      не хилая петарда
  10. cth;fyn
    cth;fyn 14 نوامبر 2012 07:19
    +1
    если они будут авиацию использовать так же бездарно как танки, то они ее потеряют через неделю войны с настоящим противником (недавно посмотрел как тройка Т-72 попала в засаду, такое ощущение что ими трактористы-хлеборобы управляли).
    1. یتیم
      یتیم 17 نوامبر 2012 02:48
      0
      какой обзор из танка видели, засада на то она и есть ... Тоже видел, прилетело сразу несколько попаданий, кажется что они должны понять что соседа подожгли но при этом как-то еле еле двигается. Очень печально смотреть как бородатые жгут технику, чаще всего из под укрытия. По моему из-за этого наши в чечне меняли тактику чтобы всю технику не сожгли, но на открытой местности пехоте без брони тоже не айс.

      p.s. в другом видео с того же ютуба, танкист успел свинтить уже с подбитого танка и быстро удрал к своим, на том же месте сожгли второй. ... от рпг некуда деваться им уже просто писец.
    2. berserker1967
      berserker1967 18 نوامبر 2012 03:20
      +1
      Вы лучше вспомните сколько наша армия потеряла танков в городах Чечни. Танки вообще не предназначены для ведения боевых действий в городах, для этого им хотя бы нужна мощная поддержка пехоты.
  11. ولادیمیر زی
    ولادیمیر زی 14 نوامبر 2012 12:37
    +1
    Сирийский авиапарк, наверное, уже после Сердюковских реформ, превышает российский, я так думаю.
    Посмотришь в России там бывший военный аэродром разрушен, в другом месте.
    Недавно в поезде ехал с солдатом, где я сам служил техником самолета в 70-х годах, в Борзе. Спрашиваю его знаешь аэродром Чиндант. Отвечает знаю. В бетонных капонирах там сейчас автотехника стоит, рулежки и взлетная полоса заброшены, все здания разрушены, авиагородок разрушен.
    А в наше время 2 авиационных полка стояло.
  12. Dnepropetrovsk از
    Dnepropetrovsk از 22 نوامبر 2012 00:09
    +1
    Мне больше понравилось (вырву из текста статьи не могу обойти это) то что сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Имеется в виду МИГ 31 для Сирии ,вот так вот несколько стран выразили беспокойство и поставка была прекращена, как такое может быть.