بررسی نظامی

А завтра сбили Пауэрса

10
Накануне 1 мая 1960 года шпионскую миссию самолета-разведчика пресекли в 150 км от Москвы

О нарушениях воздушного пространства СССР самолетами-разведчиками США в годы "холодной войны" рассказано, казалось бы, уже все. Но вот позвонил в редакцию, а затем прислал свои записки Стефан Иосифович Ляхович, служивший в радиотехнических войсках, и открылся эпизод, который проливает новый свет на то, как и почему был сбит над Уралом 1 мая 1960 года пилот американского U-2 Фрэнсис Пауэрс.

Полковник в отставке Ляхович рассказал о том, как оказался свидетелем и участником инцидента, имевшего большие, в том числе международные последствия, но у нас в стране по-настоящему не оцененному. И все дело в том, утверждает ветеран, что самолет-нарушитель, долетевший 28 апреля 1960 года почти до самой Москвы, не только не был сбит, но и не был своевременно обнаружен. А доклад одного-единственного расчета, сумевшего засечь цель "1245", в больших штабах не решались принимать всерьез.

"На 20 километрах самолеты не летают" - примерно так, по словам Ляховича, отреагировали на самое первое сообщение. И приказали внимательнее смотреть на экран.

- Цель реальная, сопровождаю высотомером, сигнал "я свой" отсутствует, - последовал новый доклад, когда на планшете появилась очередная засечка цели.

Чтобы проверить себя, подошли к выносному экрану высотомера. На большой дальности - отметка высотной цели. А время уже на пределе - надо приводить в готовность зенитные части, чтобы не допустить подхода цели к Москве.

Третий доклад на командный пункт. А оттуда - с еще большим раздражением: "Перестраховщики! Смотрите внимательней!"

- И я, и мой помощник капитан Шмелев такого ответа не ожидали, - рассказывает Ляхович. - И, не побоявшись ответственности, нажали "красную" кнопку…

А завтра сбили Пауэрса

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Александр Емельяненков


В ту же секунду, по его словам, на большом пространстве вокруг Москвы завыли сирены. Боевые расчеты частей прибывали к пусковым установкам. Командиры докладывали о готовности комплексов С-25 к уничтожению цели "1245". Занял рабочие места и боевой расчет нашего командного пункта. Прибыл командир соединения. Я доложил воздушную обстановку - от первой засечки цели до момента объявления тревоги…

И так вышло, что примерно в это же время высотомер перестал выдавать засечки цели. Офицеры прибывшего боевого расчета расценивали наши действия по-разному - кому-то приведение частей в "Готовность №1" показалось перестраховкой. Но командир, прошедший войну и хорошо знающий, что полагаться на "авось" в таких делах нельзя, оценил наши действия иначе. "Продолжаем тренировку!" - скомандовал он всем частям по громкоговорящей связи, как будто ничего и не случилось...

Прошло пять, может, десять минут - на пульте у командира замигала лампочка защищенной связи. Звонил маршал Конев. Выслушав доклад командира о наших трех засечках, приказал все данные о проводке цели и магнитные ленты опечатать до прибытия комиссии.

И потом действительно разобрались, что высотный разведчик U-2 летел к Москве до тех пор, пока его не засекли и не стали облучать посылками сигналов наши локаторы…

- Упоминаемая воздушная цель была обнаружена на высоте 20 тысяч метров боевым расчетом дальномера РЛС П-30 и радиовысотомера ПРВ-10, - по-военному лаконично и строго дополняет слова своего коллеги и сослуживца ветеран 219-го радиотехнического центра (РТЦ) подполковник в отставке Василий Григорьевич Базюта. - Начальником этого расчета был тогда капитан Кривенюк Владимир Николаевич, служил в 10-м корпусе, он и сейчас живет в Долгопрудном. Цель-нарушитель двигалась с северо-западного направления курсом на Москву и была в первый раз зафиксирована на дальности всего 250 километров - то есть уже на подлете к Твери. Сопровождалась она неустойчиво - с провалами. А когда приблизилась еще километров на сто, то есть почти вошла в зону поражения полков зенитно-ракетной системы С-25, развернулась, изменила курс на юго-западный и через некоторое время вышла из зоны радиолокационного поля 219-го РТЦ...

А вот как, по словам Василия Базюты, была организована в то время противовоздушная обороны вокруг Москвы.

- В состав 1-й армии ПВО особого назначения (ее штаб размещался в Балашихе) входили четыре корпуса. С севера и северо-запада столицу прикрывал 10-й корпус со штабом в городе Долгопрудный. Во Внуково был штаб 17-го корпуса - это западное направление. С юга - 1-й корпус (город Видное), с востока - 6-й, его штаб дислоцировался в деревне Черное. В состав каждого корпуса войск ПВО особого назначения входило по четырнадцать зенитно-ракетных полков, развернутых в две линии - на дальности 50 и 80 километров, одна зенитно-ракетная база подготовки, хранения и развоза в полки ракет, а также радиотехнический центр и батальон связи. Примерно в таком составе эта вновь сформированная армия ПВО особого назначения приступила к выполнению боевых задач в 1955 году.

Что-то вроде резюме нашему заочному диалогу подвел Стефан Ляхович: "Самое главное было не в том, как мы действовали. А в том, как действовало высшее командование. Оказалось, что до этого момента в частях, находящихся на дежурстве и которые мы подняли по тревоге, не было ракет. И если бы этот разведчик летел дальше, то его бы уничтожили только условно".

Но после того, что случилось 28 апреля 1960 года, в дело вмешался лично Конев. И в ближайшие двое суток на боевые позиции С-25 были завезены боевые ракеты.

- Уже в ночь на 28 апреля, - утверждает Стефан Ляхович, - на всех перекрестках кольцевых и радиальных дорог Москвы были установлены постоянные милицейские посты для оперативной транспортировки дополнительных ракет в полки и организована связь с ними. А высокая выучка операторов высотомера позволила обнаружить U-2 и привести полки 10-го корпуса ПВО в готовность №1.

Сейчас на страже российского неба стоят гораздо более совершенные средства разведки, обнаружения и связи. И, конечно, совсем другие ракетные установки. На смену первым зенитным комплексам С-25 и С-75 пришли С-125, С-300 и С-400. Но, как и прежде, считают ветераны, благодушию предаваться нельзя, а порох стоит держать сухим.

مجهول در مورد معلوم
Куда рвался Пауэрс


На рубеже 60-х американские высотные самолеты типа "Локхид" чувствовали полную безнаказанность в воздушном пространстве СССР. С 22-23 тысяч метров они беззастенчиво фотографировали секретные оборонные и военные объекты в Сибири, Средней Азии, в районах центральной России и Закавказье, в Прибалтике и на Дальнем Востоке.

9 апреля 1960 года, обследовав Семипалатинский ядерный полигон, авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту-95 близ него, полигон противоракетной обороны в Сары-Шагане, ракетный полигон Тюра-Там (в будущем космодром Байконур), U-2 выскользнул из пределов СССР южнее города Мары. Советская сторона в закрытой ноте сделала резкое заявление. Американцы отмолчались, дав понять, что к нарушению границы не причастны.

А уже 1 мая в 5 часов 20 минут утра с аэродрома Пешавар в Пакистане по секретному плану "Оверфлайт" ("Перелет") подняли в воздух на таком же U-2 старшего лейтенанта своих ВВС Фрэнсиса Пауэрса.

Перед стартом полковник Вильям Шелтон "успокоил" летчика - у русских, мол, нет для твоей высоты ни истребителей-перехватчиков, ни зенитных ракет. Он лукавил или ошибался: как раз в это время в СССР, возле крупных экономических центров, начали размещать зенитные комплексы С-75, способные поражать цели на высотах свыше двадцати километров.

Как теперь достоверно известно, самолет Пауэрса был разрушен при первом же ракетном пуске - это сделал расчет капитана Воронова. Рискну предположить, что вместе с зенитчиками уральской зоны ПВО к этому приложили руку умельцы владимирского п/я 50 (ныне - ВПО "Точмаш"), их друзья-конструкторы и предприятия-смежники. В этой кооперации на рубеже 60-х в СССР разрабатывались первые неконтактные взрыватели для авиабомб и зенитных снарядов, а потом - для зенитных ракет и ракет "воздух - воздух".

Именно такой дистанционный взрыватель и привел в действие боевую часть ракеты, когда она оказалась на минимальном удалении от высотного U-2, который не могли достать на двадцати километрах наши истребители-перехватчики МиГ-21 и Су-19. Взрывной волной и осколками самолет был разрушен, а Пауэрс, чудом уцелевший за бронезащитой двигателя, спасался на парашюте, так и не добравшись до вожделенной цели.

А летел он, как утверждают, в направлении нынешнего Новоуральска - атомного города-призрака, которого полвека не было ни на одной туристской карте. Тем самым владимирцы, сами того не подозревая, не только помогли пресечь наглую шпионскую вылазку, но и защитили от посторонних глаз только что пущенный завод по обогащению урана с использованием газовых центрифуг. Самое секретное в ту пору предприятие Министерства среднего машиностроения СССР, преемником которого стала сегодня госкорпорация "Росатом".

نویسنده:
منبع اصلی:
http://www.rg.ru/2015/04/30/powers.html
10 نظرات
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. simple_rgb
    simple_rgb 28 مه 2015 11:01
    +3
    Было дело!!! سرباز
    А то они совсем на своих U-2 растащились.
    نویسنده "+"
    1. ZVEROBOY
      ZVEROBOY 28 مه 2015 11:15
      +4
      Постоянно матрасам , что то у Нас было надо...
      Но с U-2 штатники здОрово по зубам получили! خوب
      1. استروم
        استروم 28 مه 2015 11:48
        0
        Странно, что в российских барах есть коктейль "Б-52", а надо бы "U-2", или "С-75", так наглядней будет :)
    2. واتردلاز
      واتردلاز 28 مه 2015 12:19
      0
      Интересная статья. Хорошо, что нашёлся человек, который не побоялся взять на себя ответственность.
  2. اوزنوب
    اوزنوب 28 مه 2015 11:14
    +3
    Навеяло рассказом.
  3. deadj
    deadj 28 مه 2015 11:15
    0
    Я служил в той ВЧ которая сбила Пауэрса, у нас в части даже был музей по этому поводу :) Часть кстати расформировали в конце 90х.
    1. Starover_Z
      Starover_Z 28 مه 2015 11:41
      +1
      نقل قول از: deadj
      Я служил в той ВЧ которая сбила Пауэрса, у нас в части даже был музей по этому поводу :) Часть кстати расформировали в конце 90х.

      На волне либерального лизоблюдства перед Западом !
      Как же ж можно обвинять "кормильцев" в таких делах !
      Всё же для нас "делалось". Ну сволочи !!!
  4. ساباکینا
    ساباکینا 28 مه 2015 12:18
    +2
    К сожалению, тогда, 1 мая 1960 года наш лётчик тоже погиб...
    Более 30 минут после уничтожения американского самолета -разведчика на КП полка, а также на КП армии ПВО считали, что он продолжает полет. Специалистов радиотехнического батальона (его возглавлял подполковник Иван Репин), который выдавал для командных пунктов радиопозывную обстановку, также смутили пассивные помехи. А потому перед летчиками-истребителями Борисом Айвазяном и Сергеем Сафроновым, вышедшими в новый район, задача стояла прежняя - при обнаружении атаковать противника. "На очередном вираже, - поясняет Айвазян, - я передал Сергею команду оттянуться назад, мол, если в 2-3 минуты не обнаружим вражеский самолет, будем садиться, причем с прямой, то есть без традиционного круга над аэродромом." Сафронов не отозвался, связь с ведомым оборвалась. Айвазян увидел в чистом небе необычное облачко, резко спикировал. Это ему спасло жизнь, он смог уйти от настигавшей его ракеты.
    В беседе с Борисом Айвазяном поинтересовался: "Опыт помог?"
    "В какой-то мере, но больше - случайность, - ответил он. - Необычное облачко вселило в меня тревогу, однако не предположение о том, что взорвался самолет Сергея. Не было для этого причин. От чего он может взорваться? А резко спикировал потому, что привычка сказалась. Во время учебных полетов я месяцев шесть выполнял роль цели, меня перехватывали товарищи по полку. Чаще просили подольше подержаться на высоте. Садиться порой приходилось почти с пустыми баками, все время увеличивая угол падения, почти падая. В тот раз я так и решил приземлиться, применив наработанный прием. "Захватить", видимо, ракетчикам было меня трудно, резкое пикирование - есть резкое пикирование, своего рода противоракетный маневр..."
    В зенитном ракетном дивизионе, которым командовал майор А.Шугаев, восприняли появившуюся отметку от истребителей за вражескую цель, которая снизилась до 11 тысяч метров. Доложили на КП, оттуда пришло распоряжение генерал-майора Ивана Солодовникова на открытие огня по... МиГам. Об уничтожении U-2 майор Воронов доложит чуть позже.


    Ссылка: http://www.webslivki.com/
    http://www.webslivki.com/u11.html
  5. ram_design
    ram_design 28 مه 2015 13:31
    0
    Горд за свою страну! За ее великую историю! Пусть местами с перегибами - но в духе того времени!
  6. TsUS-VVS
    TsUS-VVS 28 مه 2015 18:28
    0
    очень интересно!!! спасибо автору!
  7. میان کشتی
    میان کشتی 28 مه 2015 19:34
    +5
    В 80-х годах нам пришлось с использованием МиГ-31П (руководил операцией Маршал Е.Я. Савицкий) прекратить полеты самолетов-разведчиков США над нашей территорией. Честь имею.