بررسی نظامی

Боевое мастерство

9
Возврат к полковой структуре в هواپیمایی Минобороны России сразу определил список аэродромов, подлежащих восстановлению и реконструкции, которые считались утерянными. Читатели «ВО» могли видеть, в каком состоянии нам достались все 24 аэродрома в Крыму. В свое время я обеспечивал их оборудование, и мне было горько видеть их плачевное состояние. За оборудование аэродромов и аэропортов отвечал в стране 6 ГУ Минрадиопрома СССР, а головным предприятием был НИИ-33 (в настоящее время это АО «ВНИИРА»). Не будем в рамках данной статьи оценивать состояние аэродромов на территории Российской Федерации, там тоже много работы предстоит выполнить. Остановимся на решении проблемы повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления».

Боевое мастерство


Командно-диспетчерский пункт

По существующим наставлениям и инструкциям для авиации ВКС России под «Структурой управления полетами» подразумевается решение следующих задач:

— определение зон воздушного пространства для выполнения боевого задания;

— согласование с выделенными Командованием воинскими частями структур взаимодействия и передачи им, при необходимости, управление авиационными группами;

— согласование принципов координации планов полета всех авиационных групп;

— согласование методов управления летными экипажами.

Стартовые командные пункты

В «Структуру управления полетами» на полковом уровне входят Пункты: командный (КП); запасной (ЗКП); командно-диспетчерский (КДП); стартовый (СКП).

Оборудование всех командно-диспетчерских, запасных и стартовых командных пунктов до 1997 года осуществлялось Ордена «Красной Звезды» ПО «Россия» (г. Санкт-Петербург). Однако, после ликвидации этого Производственного объединения, где работало более 12 тысяч специалистов, данную работу стали выполнять частные фирмы.

В боевой расчет офицеров «Командного пункта» входят: оперативный дежурный; до 2-х офицеров боевого управления; диспетчер; дежурный метеоролог; планшетист; обслуживающий наряд. «Группа управления полетами», которая находится на КДП, состоит из:

— руководителя полетов;

— заместителя руководителя полетов;

— руководителя «ближней зоны»;

— руководителя «зоны посадки»;

— руководителя «дальней зоны»;

— офицера «боевого управления».

Проведенные в этом году войсковые учения показали возросшее мастерство не только летных экипажей (ЛЭ), но и членов «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления». Налет ЛЭ уже превышает 100 часов в год, поэтому офицерам управления полетами приходится постоянно повышать свое мастерство. Однако повышение ими мастерства в процессе реальных полетов недостаточно, поэтому в практику работы полкового звена вводятся занятия на тренажерах. Таким тренажером, созданным в АО «ВНИИРА», является тренажно-моделирующий комплекс «Марка» (ТМК). Он принят на серийное снабжение Военно-воздушных сил России в 1995 году (Приказ Главкома ВВС России от 8.08.1995 г. № 206). Главным конструктором этого ТМК является А.Д. Филин, его заместителем — С.Н. Григорьев. К настоящему времени в войска поставлено более 250 комплектов этих ТМК, которые размещаются в местах базирования авиационных частей, в учебных заведениях и в «Центрах боевого управления».

Состав ТМК по требованию заказчика комплектуется дополнительными модулями:

— модулем имитации наземной системы автоматического управления;

— модулем аппаратно-программных средств визуализации для обеспечения тренажа «Руководителя полетов» в управлении авиационными группами и отдельными летательными аппаратами в районе аэродрома и на взлетно-посадочной полосе;

— автоматической системой обучения для предварительной теоретической подготовки перед началом тренажа лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления».

Основными достоинствами данного ТМК являются:

— реальность создаваемых ситуаций в имитируемом воздушном пространстве в соответствии с утвержденными «Курсами боевой подготовки каждого рода авиации»;

— возможность управления летными экипажами в реальном масштабе времени;

— возможность многократного повторения выбранной ситуации при обучении для доведения ее до автоматизма;

— возможность сопряжения ТМК со всеми автоматизированными системами управления авиацией;

— безопасность в отработке ситуаций управления летными экипажами при любых условиях, включая экстремальные;

— простота в подготовке планов полетов, в зоны ответственности для выбранных аэродромов;

— надежность и безотказность.

В данном ТМК реализованы следующие характеристики, которые не уступают, а даже превосходят аналогичные зарубежные ТМК, предназначенные для работы с такими КДП, СКП как AN/TAW-Z, AN/MSQ, TWR-M, 4052/AM и др., разработчиками которых являются фирмы «Локомоторс», «Кейбл энд Вайрлесс», «Витроселения», «Siera Nevada» и др.:

— по дальности воздушного пространства нет ограничений;

— дальность обнаружения всех ЛА в моделируемом радиолокационном поле в соответствии с характеристиками имитируемых РЛС, а по высоте до 30000 м;

— количество одновременно моделируемых ЛА до 100, из них управляемых до 48;

— количество одновременно моделируемых ЛА в зоне посадки до 8;

— моделирование полетов осуществляется с учетом аэродинамических и технических характеристик ЛА, характеристик бортового радионавигационного и прицельного комплексов, а также с учетом вариантов бортовых средств поражения и работы системы Государственного радиолокационного опознавания;

— предусмотрена возможность имитации каналов радиопеленгования, воздействия активных и пассивных помех;

— предусмотрена возможность моделирования взаимодействия групп ЛА, а также выполнения боевых заданий в условиях огневого, радиоэлектронного и траекторного противодействия противника;

— обеспечена реализация задач в одном упражнении продолжительностью до 2-х часов и до 200 планов полета;

— реализована возможность моделирования визуальной управляемой наземной и воздушной обстановки в зоне аэродрома;

— предусмотрено моделирование особых (по заданию) случаев и конфликтных ситуаций;

— моделируется имитация метеоусловий, времени года и суток.

Конструктивно ТМК выполнен по модульному принципу на базе персональных ЭВМ, объединенных посредством локальной сети и позволяющих моделировать весь спектр возможных ситуаций, включая экстремальные, в динамической воздушной обстановке. В состав ТМК входят:

— 2 рабочих места обучаемых «Руководителей зоны посадки», «Ближней зоны», «Дальней зоны», «Офицеров боевого управления» (в любом сочетании);

— 1 рабочее место обучаемого «Руководителя полетов» по управлению ЛА в районе аэродрома, на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках;

— 3 рабочих места «Пилотов-операторов», обеспечивающих имитацию взаимодействия лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» с «Летными экипажами» ЛА. Ввод команд управления по изменению воздушной и наземной аэродромной обстановки, подыгрыш за смежные зоны управления и службы. Рабочие места оборудованы средствами имитации радио и служебной связи, системой визуализации, обеспечивающей формирование трехмерной модели изображения реальной аэродинамической обстановки с учетом положения наблюдателя в режиме реального времени. Система визуализации в ТМК создана так, что на рабочих местах исключена зависимость от типов индикаторов, используемых на КДП, СКП, ЗКП (будь то ВИСП, КСРП-А или любой зарубежный индикатор). Аппаратно-программные средства и учебно-методические возможности ТМК «Марка» позволяют руководителю обучения и обучающимся выбирать и получать необходимую информацию о динамике развития тактической воздушной обстановки. Созданные аппаратно-программные средства ТМК обеспечивают:

— моделирование любых радиолокационных средств;

— быструю адаптацию программного обеспечения к изменяющимся условиям и требованиям при перевооружении авиации ВКС России и систем боевого управления;

— моделирование нештатных ситуаций на ЛА в полете.

Возможности ТМК позволяют приблизить процесс тренажа к реальным боевым условиям и тем самым поддерживать квалификацию, боевое мастерство лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» на требуемом уровне. По выбору и реализации моделируемой воздушной обстановки по эффективности обучения специалистов руководства обучения полетами и управления боевыми действиями летных экипажей, возможности ТМК «Марка» позволяют «Офицерам боевой подготовки» создать курс практических занятий в соответствии с курсом боевой подготовки авиации ВКС России и потенциальных противников:

— имитацию высокой интенсивности полетов, особых случаев в полете;

— тренировки в наведении на воздушные цели с имитацией воздействия бортового прицельного оборудования и пуска ракет на различных высотах;

— имитацию действий зенитно-ракетных комплексов противника с установленных позиций;

— отработка навыков преодоления ПВО противника с использованием рекомендованных методов, а также отработка прицельного бомбометания по наземным целям;

— тренировки офицеров «Группы руководства полетами» в период предварительной подготовки к предстоящим полетам;

— использование ТМК в подготовке летно-тактических учений и командно- штабных учениях;

— восстановление практических навыков офицеров «Группы руководства полетами» после длительных перерывов в работе, стажировок вновь прибывших в часть офицеров, допущенных к руководству полетами;

— моделирование проведенных полетов с целью показа, разбора и выявления допущенных обучаемыми в процессе полета ошибок и нарушений;

— имитацию метеоусловий, засветок на экранах, вызываемых переотражениями от местных предметов и активных помех;

— моделирование и имитацию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянки ЛА, строений, рельефа ландшафта местности, светотехнического оборудования аэродрома;

— моделирование и имитацию подвижных объектов на аэродроме (ЛА, тягачей, заправщиков, штабных автомобилей);

— визуальное изображение различных типов ЛА под любым ракурсом с учетом их геометрических показателей и внешних очертаний;

— моделирование тумана, дождя, снега и их интенсивности в районе аэродрома;

— моделирование полета стаи птиц по заданной траектории;

— моделирование воздействия тормозного парашюта при посадке ЛА;

— изменение времени года, времени суток в районе аэродрома.

В процессе эксплуатации на аэродроме ТМК обеспечивает:

— обучение, тренировку и переподготовку лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» по отработке навыков летными экипажами ЛА в зонах ответственности и ведения боевых действий;

— отработку взаимодействия между лицами «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» в процессе решения поставленных задач;

— отработку взаимодействия «Офицеров боевого управления» с Командным пунктом (пунктом наведения);

— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» и принятия обоснованных решений при возникновении особых случаев, конфликтных ситуаций;

— отработку практических навыков «Офицеров боевого управления» в глазомерном наведении на воздушные и наземные цели;

— тренировку лиц «Группы руководства полетами» и «Офицеров боевого управления» при изменении структуры зон управления, перебазирования на другие аэродромы, а также при освоении новых типов ЛА и радиотехнического обеспечения полетов;

— тренировку «Офицеров боевого управления» в наведении на воздушные, наземные и морские цели в условиях воздействия противником помех;

— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» при конфликтных ситуациях на аэродроме;

— отработку действий лиц «Группы руководства полетами» при отказах наземных средств обеспечения полетов;

— поддержание достигнутых практических навыков «Офицеров боевого управления» в одновременном наведении соединений ЛА на цели;

— возможность использования в радиотехнических частях для обучения тренировки операторов РЛС.

Функции контроля и наблюдения за действиями обучаемых возложены на руководителя обучения, основными задачами которого являются:

— оценка действий обучаемых в управлении летными экипажами при ведении боевых действий;

— оценка соответствия создаваемой воздушной обстановки на ТМК замыслу и задачам выполнения операции;

— вмешательство, подсказка с целью показа или обучения в разрешении ситуаций, возникающих в процессе развития боевой обстановки.

Оценка производится руководителем обучения на основе личного опыта работы, нормативных положений ВКС России, методических указаний программ «Практической подготовки». В помощь руководителю обучения при оценке действия обучаемых в процессе выполнения упражнений в ТМК предусмотрены:

— режимы нормального и ускоренного прогона программ упражнений;

— остановка программ упражнений с сохранением информации на рабочем месте обучаемого и пилота-оператора с возможностью в любой момент времени продолжить обучение;

— табличная информация о текущих параметрах полета, контролируемых ЛА в дальней зоне, ближней зоне, зоне посадки и отклонениях от установленной заданием траектории;

— изменения масштаба времени.
نویسنده:
9 نظرات
اعلامیه

در کانال تلگرام ما مشترک شوید، به طور منظم اطلاعات اضافی در مورد عملیات ویژه در اوکراین، حجم زیادی از اطلاعات، فیلم ها، چیزی که در سایت قرار نمی گیرد: https://t.me/topwar_official

اطلاعات
خواننده گرامی، برای اظهار نظر در مورد یک نشریه، باید وارد شدن.
  1. aszzz888
    aszzz888 7 اکتبر 2015 06:03
    +4
    Специфическая статья, и без знания этой номенклатуры, разобраться сложно.
  2. ولکا
    ولکا 7 اکتبر 2015 06:14
    +4
    очень любопытно, но зачем это публиковать здесь и для кого, этот сайт читаем и некоторым "любителям" информации знать приведенную структуру и организацию подготовки штабов подразделений ВКС РФ совсем не обязательно...
  3. ava09
    ava09 7 اکتبر 2015 06:42
    +6
    (C)Не будем в рамках данной статьи оценивать состояние аэродромов на территории Российской Федерации, там тоже много работы предстоит выполнить. Остановимся на решении проблемы повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления».

    Военное Обозрение не курсы "повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления»". Цели публикаций подобного рода не известны, но как минимум, неуместны.
    1. sgazeev
      sgazeev 7 اکتبر 2015 10:58
      +1
      نقل قول از: ava09
      (C)Не будем в рамках данной статьи оценивать состояние аэродромов на территории Российской Федерации, там тоже много работы предстоит выполнить. Остановимся на решении проблемы повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления».

      Военное Обозрение не курсы "повышения профессионального мастерства офицеров «Группы руководства полетами» и «Боевого управления»". Цели публикаций подобного рода не известны, но как минимум, неуместны.

      Мои знания исчерпываются распитием горячительного напитка с соседом,руководителем полётов. همکار
  4. A1L9E4K9S
    A1L9E4K9S 7 اکتبر 2015 07:45
    0
    Каждый пункт в данной статье (да пусть простят меня уважаемые авторы) можно развернуть в отдельное пособие для БАО (батальон аэродромного обслуживания)но для жителей ВО статья не катит.
  5. روریکویچ
    روریکویچ 7 اکتبر 2015 08:04
    +2
    Господин табуреткин, в бытность при великой должности, укрупнял соединения ВВС,мотивируя экономией средств и упрощением командования, НО делая тем самым медвежью услугу потенциальному противнику( а может и по указанию этого противника...),потому что крупные базы легче и быстрее уничтожить при неожиданном глобальном ударе.Теперь пора возвращаться к опыту СССР, имея развёрнутую сеть аэродромов полкового базирования,подскока, просто запасных.И выбирать ,что важнее - безопасность страны в сегодняшнее неспокойное время или банальная экономия(читай воровство) hi
  6. A1L9E4K9S
    A1L9E4K9S 7 اکتبر 2015 08:08
    0
    Ну зачем минусы то ставить,можно было просто в комментарии придурком назвать,если я был не прав.
    1. Aksakal_07
      Aksakal_07 7 اکتبر 2015 14:18
      +1
      Считаю, что вы, Александр, правы: и вправду зачем излагать здесь длинные инструкции, подробно расписывающие, кто чем должен заниматься и что обеспечивать для нормальное летной работы авиачастей и соединений.
      Было бы правильней обозначить болевые точки боевого управления авиацией, выдвинуть какие-то предложения и предложить обсудить.
  7. kartalovkolya
    kartalovkolya 7 اکتبر 2015 15:00
    0
    Статья написана специалистом своего дела,но упущены вопросы эксплуатации аэродромного хозяйства! В годы службы,мне довелось командовать подразделением по ремонту ВПП ,МРД,РД и стояночных комплексов на одном из аэродромов "Дальней Авиации СССР" и должен Вам сказать,что содержание взлетной полосы и всего остального хозяйства это очень сложный комплекс работ! А то что оказалось в свое время брошенным,требует если не капитального,то очень серьезного производства работ и значительных денежных вливаний!Для примера напомню Узинской Авиаузел ДА СССР,так там только наращивание и удлинение ВПП до 3,5 км. обошлось более 10 млн. полноценных советских рубликов (при курсе 1рубль=0,67$ можете прикинуть расходы.Вот чего нам стоили подлость и безответственность предательского, Ельцинско-Гайдаровского правительства! Наш начальник управления Н.Т. Бондаренко , беседуя с молодыми солдатами для наглядности всегда приводил один пример:"...стоимость 1 кв. м. равна количеству рублевых бумажек которые разместятся вплотную на этой площади! Вот такие дела...